После того, как с июля 2005 г. был введен кандидатский экзамен по истории и философии науки, в Москве было создано несколько учебников и учебных пособий для аспирантов и соискателей. Но все они обладают двумя недостатками: 1) не полностью отвечают программе кандидатского экзамена; 2) недоступны пониманию «среднего» аспиранта, так как фактически относятся к жанру не учебной, а научной литературы. Учебные пособия по этой дисциплине, изданные в Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске и других областных городах, похожи в целом на московские книги, но отличаются от последних большей фрагментарностью и менее высоким научным уровнем. Настоящего учебника и учебного пособия по истории и философии науки пока не было создано. Особенно в трудном положении оказались аспиранты, обучающиеся по социально-гуманитарным специальностям. Если философские проблемы физики, биологии и других естественных наук все же в целом весьма удовлетворительно освещены в имеющейся учебной и научной литературе, то этого нельзя сказать об освещении эпистемологических и методологических проблем социально-гуманитарных наук. Например, в учебнике «Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук» (М.: Гардарики, 2006) имеется раздел, посвященный социально-гуманитарным наукам и изложенный на 157 страницах (авторы Л. А. Микешина, В. Г. Федотова). Но ни аспирант, ни преподаватель, ведущий занятия по истории и философии науки и адаптирующий для аспирантов материал учебной и научной литературы, не может взять ничего конкретного из глав этого раздела, поскольку они представляют собой какие-то общие бессодержательные рассуждения. Рецензируемая книга подготовлена известными в стране философами, имеющими многолетний стаж работы с аспирантами и соискателями по подготовке их к кандидатскому экзамену. Думается, что рецензируемая книга по своим основным качествам приблизилась к статусу учебника. Самая большая трудность в создании учебника или добротного учебного пособия – обеспечить сочетание высокого научного уровня излагаемого материала с его доступностью потенциальным читателям. И, как мне представляется, авторы книги сумели обеспечить это сочетание. Еще одно непременное требование к учебнику и учебному пособию – соответствие его содержания основным положениям действующей учебной программы. Рецензируемая работа охватывает все основные вопросы программы-минимум кандидатского экзамена. Первый раздел книги «Общие проблемы истории и философии науки» состоит из шести глав. В них рассматриваются сущность, функции и структура науки, экстернализм, интернализм, кумулятивизм, антикумулятивизм и другие подходы в истории науки, этапы преднауки, классической, неклассической, постнеклассической науки. Здесь же освещаются концепции динамики научного знания (О. Конта, Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса), описываются уровни и методы научного познания. Сверх программы-минимум в этот раздел включены две главы: «Знание и его виды» и «Способы познавательной деятельности человека». И это очень важно для аспирантов, поскольку без знания этих вопросов невозможно понимание проблем, философии науки. Второй раздел книги «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» включает в себя 4 главы. В них рассмотрены критерии научности в науках о природе и в социально-гуманитарных науках, особенности процедуры объяснения, понимания, интерпретации, предвидения в социально-гуманитарных науках, природа ценностей и способы их классификации. Для аспирантов юридических специальностей написаны две особые главы: «Основные вопросы философии права» и «Философский анализ проблемы природной и социальной обусловленности криминального поведения». В дополнение к программе-минимум авторами создана удачная глава «Фундаментальные экзистенциальные проблемы в социально-гуманитарном научном знании». В ней освещено современное состояние в гуманитарных науках вопросов о сущности и происхождении человека, о вере, сомнении, знании, о единстве свободы и необходимости в жизни человека, о счастье и смысле жизни, о любви, смерти и бессмертии. Эта глава, во-первых, хорошо показывает связь дисциплины «История и философия науки» с другими сферами культуры и, во-вторых, делает изучение этой дисциплины более живым и интересным, особенно для молодых читателей. Все описываемые в книге формы, способы и методы познания (объяснение, понимание, интерпретация и др.) авторы иллюстрируют примерами. И это очень важно. В научной литературе описание примера излишне, там это – информационный балласт. В учебной же литературе использование примеров обязательно: пример позволяет любому обучающемуся понять суть теоретических положений. В свою очередь, умение приводить примеры, иллюстрирующие теоретические положения, – критерий усвоения учебного материала учащимся. Например, если аспирант при обсуждении критерия доказательности научного знания сам может привести пример нарушения закона достаточного основания, то он понял этот критерий. Еще одно достоинство обсуждаемой книги – четкая авторская позиция по всем излагаемым вопросам, поэтому читать эту книгу интересно. Как известно, книги, в которых лишь излагаются определенные положения, но не оценивается их истинность, всегда навевают на читателя изрядную скуку. По структуре и содержанию книги можно сделать и некоторые замечания. Главу 4 «Способы познавательной деятельности человека» лучше бы поставить сразу за главой 1 «Знание и его виды», а уж затем переходить к рассмотрению сущности и структуры науки. Спорным является предложение авторов отказаться от терминов «физическая картина мира» и «биологическая картина мира». Материал о возникновении философии науки, возможно, лучше было бы изложить в предисловии, а не в главе 3. Сделанные замечания не снижают высокой оценки рецензируемой работы, они свидетельствуют о возможности различных подходов при подготовке учебного пособия. Рецензируемая книга, несомненно, существенно поможет аспирантам и соискателям готовиться к кандидатскому экзамену.