Данная статья в значительной степени основана на критическом осмыслении материалов, опубликованных в энциклопедии (2003) и международном энциклопедическом словаре «Глобалистика»[1] (2006), где известные философы, крупнейшие ученые и ведущие специалисты по глобализации, политические и общественные деятели 58 стран мира представили итоги своих последних исследований и размышлений. Глобализация рассматривается в энциклопедии и словаре как основная противоречивая тенденция общественного прогресса и как решающий шаг в формировании глобального планетарного общества, при этом упускается из виду более широкий эволюционный процесс социоприродной глобализации. Отечественные и зарубежные экономисты, социологи, философы и другие ученые в абсолютном своем большинстве анализируют только экономические, политические, социокультурные, экологические и другие аспекты глобализации общества, формирования глобального общества (мегаобщества) на земном шаре, игнорируя или недооценивая единый эволюционный процесс развития всей жизни, во многих аспектах исследованный еще В. И. Вернадским в первой половине XX в.
В изучении и трактовке процессов глобализации в конце XX – начале XXI вв. можно выделить два основных подхода. Первый характеризуется методологическим разрывом общества и земной биосферной природы, которая рассматривается как природное окружение общества; и глобализация в связи с этим трактуется как сугубо общественное явление. Второй включает единство природного и социального в их поступательном эволюционном развитии. Отсюда и два основных понимания глобализационных процессов: 1) социально-экономическая глобализация и 2) эволюционная социо-природная глобализация.
Первый подход, наиболее распространенный в научных исследованиях, охватывает практически все общественные процессы формирования глобального земного общества; обычно представители этого направления концентрируют свое внимание на таких аспектах: экономическом, социальном, политологическом, социально-психологическом, экологическом, демографическом, социокультурном, геополитическом. Наиболее известные отечественные и зарубежные авторы этих исследований и работ: Э. А. Азроянц, З. Бауман, У. Бек, О. Т. Богомолов, А. В. Бузгалин, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, В. Г. Данилов-Данильян, Г. Г. Дилигенский, М. Кастельс, В. Келбесса, В. Б. Кувалдин, К. С. Лосев, В. А. Медведев, А. С. Панарин, Дж. Стиглиц, В. И. Толстых, М. А. Чешков, А. Н. Чумаков, Ю. В. Шишков и др.
Второй, только формирующийся подход (эволюционной социо-природной глобализации) в центр своего внимания ставит вопросы современного социоприродного перехода жизни на планете Земля как определенного этапа эволюции этой жизни – от ее биосферных форм к постбиосферным, искусственным. Он ни в коем случае не сводится к экологическому аспекту социально-экономической глобализации, хотя экологическая проблематика здесь занимает одно из центральных мест. Речь идет о том, что общество не просто глобализируется в мировом масштабе (то есть национальные общественные системы образуют мегаобщество), а оно качественно изменяется, становится техногенным, переподчиняет в ходе своего эволюционного развития биосферу и, к сожалению, уничтожает ее, формируя научно-технологическим способом производства общественной жизни (А. М. Ковалев)[2] уже постбиосферный живой мир на основе биосферного. Если В. И. Вернадский и Э. Леруа интуитивно уловили, что на смену биосфере закономерно приходит ноосфера в ходе социализации земного природного мира, и надеялись на то, что биосфера будет улучшена человеческим разумом и трудом, то сейчас мы реально наблюдаем иной процесс: техногенное общество разрушает земную биосферную целостность и природотворческие функции биосферы, создает свой техносферный дом, техносферизирует и трансформирует нарастающими темпами живое вещество планеты – в первую очередь то, которое идет для питания населения, откармливания окультуренных животных, производства товаров и удовлетворения услуг населения. Опираясь на коллективный разум человечества (науку) и созданные им научно-технические производительные силы, человечество создает техно-ноосферный мир, изо дня в день замещая им биосферный.
Различные аспекты эволюционной социоприродной глобализации (конечно, с включением в этот единый процесс общественной) нашли отражение в той или иной мере в трудах философов так называемого социоприродного (и ноосферного) подхода к развитию земной жизни, а также историков социоестественной истории. К их числу мы можем отнести таких отечественных ученых, как Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Э. С. Демиденко, В. А. Зубаков, А. М. Ковалев, В. А. Кутырев, Н. Н. Моисеев, А. П. Назаретян, Ю. В. Олейников, А. А. Оносов, В. И. Пантин, Н. В. Попкова, А. Д. Урсул, а также зарубежных представителей «Большой», или «Универсальной», истории, таких как Дж. Даймонд, Д. Кристиан, Ф. Спир. К сторонникам социоприродного направления в теории глобализации относится и автор данной статьи, защитившая диссертацию и издавшая монографию и ряд статей по техногенному общественному развитию на основе системного социоприродного исследовательского подхода[3].
Оба отмеченных выше подхода к глобальным процессам и проблемам современным доминирующим фактором признают экономический. Изучением экономического аспекта глобализации и его влияния на все остальные подсистемы общества занимается значительная часть отечественных и зарубежных исследователей. Представители первого подхода в основном видят и описывают самые разные аспекты глобальных проблем, настаивают вполне справедливо на их немедленном решении, поскольку это ведет, по их мысли, к «концу света» человечества и биосферы на нашей планете. Представители второго подхода исходят из эволюционного понимания «конца света», то есть гибели биосферы и формирования постбиосферной жизни, нашего, выражаясь известным тезисом Ф. Фукуямы, постчеловеческого будущего[4], что нашло яркое выражение в монографиях и статьях Э. С. Демиденко, В. А. Кутырева и Н. Н. Моисеева[5]. Именно под воздействием современного неконтролируемого капиталистически-эгоистического, частнособственнического, по сути, бандитско-рыночного развития общества стремительно истощаются природные ресурсы и погибает биосфера, и человечество вынуждено переходить на полуискусственные и искусственные формы жизни. Даже бывший вице-президент США А. Гор, работавший в свое время вместе с Б. Клинтоном, в книге «Земля на чаше весов» всю вину за гибель биосферы и жизни на нашей планете перекладывает на плечи экономистов, то есть экономистов-рыночников, создавших в своих теориях и общественном мнении превратное представление о человеческих богатствах, исключивших из них ценности биосферы и биосферной жизни[6]. Отсюда вытекают требования указанных выше ученых и автора статьи: прекратить расточительный в таком виде для биосферы индустриальный и постиндустриальный, то есть техногенный, способ производства и жизни, а усилия человечества направить в первую очередь на спасение биосферы и человека.
Глобалистика представляет собой междисциплинарную область научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых ими глобальных проблем и поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов в экономической, социальной, политической сферах – как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе[7]. Глобалистика начала складываться в конце 1960-х гг., когда сначала в промышленно развитых, а затем и в других странах проявился дисбаланс во взаимоотношениях общества и природы, обострилась экологическая обстановка на фоне ускорения темпов научно-технического прогресса и на международном уровне человечество пришло к определенному осознанию единства и неразрывной связи с естественной природной средой. Глобальные трансформации в системе «общество – природа» стали пониматься как следствие многовековых количественных и качественных изменений под воздействием преобразующей деятельности человечества. Однако за последние 30 лет активного изучения экологических проблем человечеству не удалось в общепланетарном масштабе сделать значительных подвижек в направлении снижения антропогенной нагрузки на природу, между тем разрушительные процессы в биосфере и человеческом организме все настойчивее проявляют тенденцию к нарастанию.
В настоящее время внимание мирового сообщества сместилось от отдельных глобальных проблем к процессам глобализации и росту взаимозависимости современного мира. Согласно общепринятой трактовке, глобализация представляет собой процесс универсализации, усиления взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов мира в различных сферах жизни общества[8], хотя к этому ни в коей мере нельзя свести глобализацию, упуская из виду ее эволюционную и переходную в жизни планеты Земля сущность. Основу глобализационных процессов образует глобализация экономики, базирующаяся уже не столько на международных рынках, сколько на деятельности транснациональных корпораций, международных экономических и финансовых организаций. Происходит слияние национальных экономик в общемировую систему, основанную на быстром перемещении капиталов и людей, товаров и услуг, возрастании степени взаимозависимости хозяйственной деятельности стран мира, их социокультурной открытости, глобальной информационной и телекоммуникационной системах связи.
Глобализация человеческого общества подразумевает не только взаимосвязь и взаимодействие экономических, научно-техни-ческих, политических и социокультурных отношений. Необходимо не забывать и о действительно глобальном процессе взаимосвязанного развития природы и общества как более высокой ступени развития самой природы, то есть сначала биосферного ее развития (уже более 3,5 млрд лет), а затем и человеческого. Об этом еще в 20-е годы XX в. писал французский математик и антрополог Э. Леруа, автор понятия «ноосфера», выделяя два крупнейших события, на его взгляд, в истории развития Земли: 1) витализацию неживой материи и 2) гоминизацию жизни, то есть феномен совокупного воздействия человечества на всю биосферу[9]. Оба отмеченных Э. Леруа процесса относятся, безусловно, к глобальным, хотя первый связан с глобальным эволюционным процессом развития биосферы, второй – человечества и биосферы.
И. И. Мазур и А. Н. Чумаков отмечают две крайности в понимании феномена глобализации. Одна из них трактует планетарный характер социальных связей и отношений расширительно, начиная рассматривать их глобальный характер уже в первобытном обществе. Другая интерпретирует глобализацию слишком узко, рассматривая лишь современные процессы общественного развития в отрыве от их генезиса, то есть не учитываются история и динамика становления международных структур и транснациональных связей. Такой разброс мнений они объясняют недостаточной разработанностью этой темы[10], с чем нельзя не согласиться. По мнению автора, современное человеческое общество является лишь исторической ступенью и в то же время компонентом в сложной системе эволюции жизни и ее глобализации в общепланетарном масштабе, поэтому процессы глобализации должны рассматриваться в единстве социальных и природных связей, причем социально-экономическая глобализация представляет собой очередную ступень вслед за различными ступенями биосферной глобализации. В то же время глобализационные процессы не исчезают с решением тех или иных глобальных проблем, они проявляются в новом виде и новом качестве.
Рассматривая процессы глобализации, мы выделяем в ней три основных биосферных периода: 1) природно-биосферный, который охватывает и доземледельческое общество; 2) природно-социаль-ный, то есть земледельческий, аграрный, или доиндустриальный; 3) социоприродный, или техногенный. Эти периоды имеют изменяющуюся по своей сущности эволюционную историю развития биосферы, а с появлением человека – историю взаимодействия человечества и природы.
Природно-биосферная глобализация начинается в своих изменениях 3,5–4 млрд лет назад, то есть со времени зарождения биосферы на планете Земля, охватывает период генезиса и развития человека культурного, породившего устойчивую первобытную культуру, хотя его и называют довольно часто уже человеком разумным[11]. Жизнедеятельность первобытного человека полностью зависела от природных условий; он использовал только биосферные ресурсы для поддержания своей скудной жизни, поэтому поначалу оказывал слабое воздействие на природу, почти как обычный биологический вид животного. В статье не ставится задача исследовать природно-биосферный период глобализации, характер которой в целом нуждается в изучении, чтобы понять сущность социоприродной глобализации. Направление природно-биосфер-ной глобализации изменилось после освоения сельского хозяйства, постепенно, хотя и очень медленно, приобретая искусственный, социализированный характер.
Земледельческая глобализация началась в эпоху неолитической революции примерно 10–12 тыс. лет назад, когда человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему (скотоводству и земледелию), стал сам производить продукты питания. Наряду с распашкой и обработкой земель люди занялись одомашниванием диких животных и развитием ремесла. Традиционные (доиндустриальные) общества оставались земледельческими, развивались очень медленно, так как естественными сдерживающими факторами были ограниченные возможности физической энергетики человека и животных. На протяжении многих тысячелетий замена физической энергетики человека «биологической энергетикой» животных происходила очень медленно по мере роста населения и накопления опыта. И хотя технико-технологический прогресс в древности существовал, видимых изменений невозможно было наблюдать в технике и технологии в течение жизни одного или даже нескольких поколений, поэтому крайне медленно изменялись качественные показатели общественного развития.
Человек стал замещать естественные экосистемы монокультурными растительными агросистемами и пастбищами, формируя искусственные агроценозы. Разрушение естественных экосистем и смена растительности на земной поверхности стали началом антропогенных изменений окружающей среды и ее социализации. Воздействие человечества на биосферу век от века превышало воздействие любого другого биологического вида, приводило к локальным экологическим кризисам. Человечество постепенно расселялось по суше, заселяя наиболее благоприятные регионы земной поверхности. И если в эпоху природно-биосферной эволюционной глобализации жизнедеятельность человечества целиком определялась природными условиями, то в эпоху земледельческой – уже природно-социальными. Накануне промышленной революции (хотя и в ограниченных пределах) в мире существовали уже высокоразвитые земледельческие цивилизации с аграрным способом производства общественной жизни и развитым ремесленным укладом, которые и породили машинное производство и индустрию.
Однако развитие сельского хозяйства доставалось ценой ежегодного сокращения площади земель, пригодных для землепользования, за счет эрозии почв, засоления, опустынивания, освоения новых земель, вырубки лесов. Так, около 1,5 млрд га продуктивных земель было потеряно за 10 тыс. лет сельскохозяйственной цивилизации со среднегодовым темпом 0,2 млн га, что составляет около 30 % всех пахотнопригодных земель мира. Еще примерно 0,5 млрд га потеряно за последние 200 лет индустриального развития[12]. Сельскохозяйственная обработка земель интенсифицировала процессы деградации почв, в результате которых ухудшалось их естественное плодородие и особенно качество сельскохозяйственной продукции. Таким образом, в системе «природа – общество» повышалась степень трансформационного воздействия социального фактора.
Если эпоха природно-социальной глобализации характеризовалась примитивными доэкономическими, донаучными и дотехнологическими методами хозяйствования и очень медленными темпами изменения экосистем человеком, то эпоха социоприродной глобализации ознаменовала процессы крупномасштабного покорения природы и ее качественной трансформации. Разделяя понятия «природно-социальная» и «социоприродная глобализация», мы целенаправленно подчеркиваем доминирующий фактор того или иного периода глобализации. В аграрном обществе функционирование и развитие социума еще во многом зависело от природных условий, а в постаграрном, техногенном (индустриальном и постиндустриальном), доминирующим фактором становится социальный и техносоциальный при возрастающем влиянии онаученного человеческого разума.
Эволюционная социоприродная глобализация на основе техногенного развития представляет собой усиление взаимодействия и взаимовлияния в системе «общество – природа», что выражается в изменении качества этой системы в направлении искусственной техносферизации биосферы и человека. Социоприродная глобализация началась в эпоху промышленной революции, но ее появление явилось следствием процессов предындустриальной модернизации, происходивших в Западной Европе в XV–XVIII вв. И в этом мы согласны с исследователями процессов социально-экономической глобализации, считающими, что ее истоки связаны с эпохой Великих географических открытий, когда были заложены основы территориально-географического объединения мира и начал складываться мировой рынок, осуществлялся процесс первоначального накопления капитала. Это дало возможность создать благоприятные экономические условия для развития полноценной теоретической науки, становления мануфактурного производства и промышленного переворота в конце XVIII в. вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы (XIX в.). Социально-экономическая глобализация происходила в масштабах планеты и полностью определялась ее ресурсно-территориальными возможностями. Но это, по мнению автора, всего лишь одна из граней более общего эволюционного социоприродного процесса глобализации, который характеризуется переходом жизни от естественных, биосферных форм к искусственным, постбиосферным.
Промышленная, или, по выражению В. И. Толстых, техногенная[13] революция коренным образом изменила всю хозяйственную и общественную структуру западноевропейских государств. Она положила начало созданию современной машинной индустрии, что способствовало дальнейшему углублению всех видов разделения труда и крупномасштабному развитию искусственного орудийного и предметного мира – техносферы, которая противоречивым образом воздействует на биосферу и биосферные организмы, трансформируя их. Со времени промышленной революции меняется расстановка в совокупных производительных силах общества: основную энергетическую нагрузку вместо человека и животных стала нести техника, а впоследствии, с развертыванием научно-технической революции (НТР), – наукотехника (наука, техника и технологии). И хотя в начале XXI в. преимущественно ручным трудом занята еще примерно половина населения мира, доля этого труда составляет ничтожную часть, а на долю технической энергетики приходится до 99 % объема всех работ в мире. Промышленная революция означала переход на небиосферные, созданные онаученным человеческим разумом искусственные технологии и разрыв с биосферными.
К началу эпохи научно-технической революции стало осознаваться ухудшение экологической ситуации, особенно в странах с промышленным способом производства общественной жизни. Здесь истреблялись экосистемы, биологические виды, целенаправленно создавались искусственные социоприродные системы промышленного и сельскохозяйственного назначения, которые поддерживались хозяйственной деятельностью человека. Зависимость людей от региональных естественных природных условий биосферной среды ослабла. В процессе НТР исключительно большую роль стала играть наука, которая превратилась в непосредственную производительную силу общественного развития и социоприродных преобразований. НТР стала подготовительным этапом в формировании постиндустриальной экономики и осуществлении информационной революции в 1970-е гг.
Глобализирующееся под воздействием научно-технического прогресса и других факторов техногенное общество головокружительными темпами меняет социальный и природный мир планеты Земля в целом. Наибольшие блага при этом получают промышленно развитые, урбанизированные страны, а развивающиеся находятся в технико-экономической зависимости от развитого мира. В техногенном обществе развитие и другие изменения осуществляются на основе наукотехники и создаваемой ею искусственной предельно урбанизированной среды – техносферы, которые, взаимодействуя с социумом и биосферой, подчиняют, трансформируют и разрушают их. Техногенное общество представляет собой единую метасистему «социум – техносфера – биосфера» и развивается на основе техногенеза, техногенной эволюции современного земного мира. Совокупность национальных техногенных обществ образует техногенное глобальное сообщество, а глобализирующееся техногенное общество вместе с техногенно трансформированной биосферой формируют техногенный земной мир. Техногенный мир по своему охвату пока еще меньше земного (общепланетарного, биосферного) мира, но постепенно, с нарастающей скоростью приближается к последнему, поглощая и перестраивая его по своим, социотехносферным канонам. Искусственная направленность техногенной трансформации общества ведет к разрушению природной среды и нарастанию эволюционного экологического кризиса и экологического коллапса человечества[14], о котором предупреждали ученые Римского клуба три десятилетия назад.
За последние два столетия интенсивного техногенного развития произошли глобальные изменения социального и природного плана, что существенным образом изменило весь характер развития жизни на земном шаре. Начался бурный пространственный рост техносферы. Разрастание техносферы наглядно подтверждается показателями роста урбанизированности планеты. Если за два последних столетия все население планеты возросло в 6 раз, достигнув 6 млрд человек, то городское – в 70 раз, что составило уже около 3 млрд человек, а объем техносферы на каждого жителя планеты – в тысячи раз. Улучшились условия и качество жизни, повысилось благосостояние населения, и возросла продолжительность жизни в развитых странах, хотя, на наш взгляд, это носит пока что временный характер, поскольку стремительно падает здоровье человека, разрушается его тело. Невиданная ранее социализация человека и окружающей природной среды происходит за счет уничтожения ресурсов биосферы.
Угрожающие темпы разрушения биосферы на основе хозяйственной экспансии особенно стали заметны с середины XX в., когда многие показатели антропогенного воздействия превысили уровни, достигнутые цивилизацией за предшествующий период, стали необратимыми и даже опасными. Так, по данным Л. В. Егоровой, за последние полстолетия уничтожено 2/3 лесов, утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения, крайне истощены биоресурсы Мирового океана, морей, рек, сокращается биоразнообразие планеты[15]. Глобальное загрязнение окружающей среды привело к потеплению климата на планете, снижению иммунитета людей, появлению новых болезней. Только за последние 30 лет XX в. в результате ослабления иммунной системы в 2,5 раза в техногенном мире ухудшилась сопротивляемость человеческого организма болезням и соответственно увеличилось количество мутаций и генетических дефектов[16]. Постепенное накопление техногенного отравления приводит к необратимой мутации генома человека (а также всех высших организмов), что в итоге оборачивается потерей природной естественности самого человеческого существа, рожденного биосферой. Техногенное общество становится творящей основой искусственного техногенного земного мира, включая неживую и живую материю. Непрерывно увеличивающийся искусственный мир, создаваемый онаученным разумом человека, возводит взамен биосферного техногенный земной мир.
Однако исследователи сосредоточиваются в основном на социально-экономической проблематике глобализации, упуская из виду эволюционный социоприродный переход жизни. К сожалению, данные процессы на нашей планете остались за пределами рассмотрения организаторов энциклопедии и энциклопедического словаря по глобалистике. В первом издании энциклопедии (2003 г.) понятие «техногенное общество» интерпретировалось с точки зрения происходящих трансформационных процессов в социуме и биосфере под воздействием техносферы: эволюции социоприродной системы к искусственному, надприродному состоянию; замены мира естественного, биосферного, постбиосферным – искусственным, ноосферным; трансформации человека в направлении формирования постбиосферного существа[17]. В последующем издании энциклопедического словаря (2006 г.) понятие «техногенное общество» не воспроизводится, а подменяется иной, поверхностной трактовкой техногенной цивилизации, ассоциирующейся только с технико-технологическими и техносферными нововведениями в индустрии и военно-промышленном комплексе стран мира. Причем упускается из виду целый спектр социоприродных трансформаций и взаимодействий[18].
«Великий переход» (Г. Кан)[19], начавшийся в конце XVIII в., коренным образом меняет облик человеческой цивилизации, превращая ее в техногенно детерминированную, надприродно-искусст-венную. Эпоха преобразований, по оптимистическим предсказаниям американского футуролога Г. Кана, продлится еще около двух столетий и завершится установлением окончательного господства человека над силами природы на базе прогресса технологий. По нашим выводам, XX в. можно считать эпохой решающей победы человечества над естественным отбором и стихийными силами природы, который открыл новую ступень действительности, новый мир. И этот техногенный мир с помощью наукотехники поглощает как человека, так и биосферную природу, что в итоге оборачивается экологическими и антропогенными кризисами, деградацией биосферы и нежелательными трансформациями человеческого организма, потерями его здоровья. Обеспечение экологического благополучия в отдельно взятой стране в условиях надвигающейся угрозы общепланетарной экологической катастрофы невозможно. Мировое сообщество, однако, не предпринимает действенных мер по ее предотвращению, по защите глобальных экологических интересов, от которых зависит само существование человечества на планете Земля.
Таким образом, проблематика социоприродной глобализации основывается на исследовании трансформационных процессов противоречивого изменения социоприродной среды жизнедеятельности, ее техносферизации и техноноосферизации в направлении формирования глобального техногенного общества, а вместе с ним и техногенного земного мира на планете Земля, предельного наполнения социоприродной системы искусственностью. Именно разрастающаяся техносфера – искусственная среда обитания человечества и ее индустриальная инфраструктура – является тем основным фактором, который придает не только обществу, но и биосфере иные условия существования и эволюции. Необходимо расширить спектр исследований социально-экономической глобализации, включить в ее проблематику изучение социоприродных процессов и проблем, сконцентрировать усилия философов, социологов, ученых и политиков на сохранении биосферы и биосферной жизни.
[1] См.: Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М.; СПб.; Н.-Й., 2006.
[2] См.: Ковалев, A. M. Человек – продукт природы и основа социума. – М., 2000. – С. 418; Ковалев, A. M. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах // Общественные науки и современность. – 1996. – № 1. – С. 97–104.
[3] См.: Дергачева, Е. А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности. – Брянск, 2005; Она же. О противоречивости научной и технико-технологической рациональности в техногенном общественном развитии // Вестник Воронежского госуниверситета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 1; Она же. Роль техногенной рациональности в формировании современной общественной системы // Вестник РУДН. – Серия: Философия. – 2007. – № 1 и др.
[4] См.: Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004.
[5] См.: Демиденко, Э. С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека. – Брянск, 1993; Он же. Ноосферное восхождение земной жизни. – М., 2003; Он же. Формирование метасоциума и постбиосферной земной жизни. – М.; Брянск, 2006; Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – Н. Новгород, 1994; Он же. Разум против человечества. – М., 1999; Моисеев, Н. Н. Быть или не быть... человечеству? – М., 1999; Он же. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001 и др.
[6] См.: Гор, А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999. – С. 560–561.
[7] См.: Мазур, И. И., Чумаков, А. Н. Глобалистика // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М.; СПб.; Н.-Й., 2006. – С. 187.
[8] См., например: Уткин, А. И. Глобализация // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – С. 163; Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М., 2003. – С. 103 и др.
[9] См.: Яншина, Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. – М., 1996. – С. 72.
[10] См.: Мазур, И. И., Чумаков, А. Н. Глобалистика // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – С. 190.
[11] См., например: Розин, В. М. Человек культурный. Введение в антропологию. – М., 2003. – С. 36.
[12] См.: Строганова, М. Н. Земельные ресурсы мира // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – С. 339–340.
[13] См.: Толстых, В. И. Цивилизация и модернизация // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – С. 992.
[14] См. более подробно: Дергачёва, Е. А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности. – Брянск, 2005.
[15] См.: Егорова, Л. В. Глобальные экологические интересы // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь – С. 233.
[16] См.: Агаджанян, Н. А., Чижов, А. Я. Болезни цивилизации // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003. – С. 93–94.
[17] См.: Демиденко, Э. С. Техногенное общество // Глобалистика: Энциклопедия. – С. 1000.
[18] См.: Чумаков, А. Н. Техногенная цивилизация // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – С. 871.
[19] Кан, Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С. 169.