This edition has enriched Global Studies as well as social, philosophical, legal, scientific, moral, and culture studies. This is a fundamental work on the urgent issues of contemporaneity.
Глобалистика:
Международный междисциплинарный энциклопедический словарь /
гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – М.; Спб.; Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – 1160 с. (на рус. яз.). тираж 3000 экз.
Благодаря выходу в свет этого беспрецедентного уникального издания значительно обогатилась глобалистика, научная, научно-техническая, общественная, философская, правовая, морально-этическая, культурологическая мысль. Право же, складывается впечатление, что известная аксиома «нельзя обнять необъятное» может звучать не так категорично. Да, мы о том, что попытка 647 (см. Аннотацию) или 657 (с. 9) авторов и двух составителей создать необычный по замыслу, содержанию, сущности и назначению фундаментальный труд на чрезвычайно актуальную, злободневную тему во многом и в решающей степени достигла цели. Разумеется, в пределах возможного: в смысле широты охвата вопросов и проблем; глубины разработки и освещения наиболее важных из них и формулировки соответствующих понятий; выхода на рубежи, которые позволяют развивать достигнутое и постигать неведомое; обогащения общественного сознания, не только научного, но и обыденного.
Данное уникальное издание – большой и действенный стимул и импульс к дальнейшему развертыванию исследований процесса глобализации и связанных с ней вопросов и проблем. То есть практически всего того, что есть бытие человека и мира, их взаимодействие сегодня и в перспективе. Авторы не просто проводят «инвентаризацию терминологического и понятийного ряда» (с. 9), а стремятся раскрыть содержание и сущность терминов и понятий, обосновать и аргументировать их место и роль в концепции глобалистики, дать определение, необходимое для того, чтобы всем было ясно, о чем идет речь. Таким образом, термины, понятия в большинстве своем выступают как результат выработки глобалистикой или с ее позиций определенных знаний, имеющих междисциплинарный статус и значение.
Мы разделяем взгляд авторов, согласно которому глобализация – объективный процесс образования все более масштабной и многообразной системы связей между людьми и их сообществами (с. 203). Полагаем, что глубинные истоки глобализации – это становление и развитие человека, этносов, наций, обществ, государств, производства, науки, техники, культуры, цивилизаций. Данные феномены в своем противоречивом взаимосвязанном развитии подобны ручьям, устремляющимся в море, с нарастающей быстротой превращающимся во всеобъемлющий океан, каковым уже сегодня и тем более в перспективе видится процесс глобализации. Но это естественно-исторический процесс, и, следовательно, от каждого человека и от всего человеческого сообщества зависит, захлестнут нас хаос и небытие или мы создадим благоприятные для жизни и развития человека условия.
Нельзя не согласиться с тем, что «предметом глобалистики выступают в первую очередь процессы, соединяющие человечество, и, обязательно вкупе с ними, процессы, расчленяющие человечество, эти два важнейших механизма эволюции человечества» (с. 196). Это зафиксированное и обоснованное глобалистикой обстоятельство многое объясняет в том, почему есть сторонники и противники глобализации, почему одни связывают с ней свои надежды и уверенность в будущем, а для других она является источником отчаяния и пессимизма.
Авторы, разделяющие первую позицию (и мы солидарны с ними), справедливо усматривают свою задачу в выявлении условий, средств, методов, факторов, органов, организаций, объединений, движений, фондов и т. п., способных реализовать ее. Необходимыми и важными признаются выработка приемлемого для различных наук языка междисциплинарного общения, разработка ключевых, принципиальных понятий и категорий, таких как «глобализация», «глобальная проблема», «экологический кризис», «экологизация производства», «демографический взрыв», «глобальная зависимость», «мировое сообщество», «новое мышление», «новый гуманизм» и т. п. (с. 188).
Все это действительно чрезвычайно важно, ибо не просто существуют, но обостряются глобальные проблемы, требования обеспечения глобальной безопасности, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей. Это необходимо для управления процессом глобализации, такого участия в нем, которое нейтрализовало бы и преодолевало негативные его стороны, увеличивало, стимулировало рост и развитие позитивных сторон.
Бесспорно, заслуживает внимания, поддержки и развития убеждение авторов в том, что исключительно велика в условиях глобализации роль школы – от начальной, общеобразовательной, до высшей, типа открытых университетов: «Основой глобальной культуры призвано стать образование, опирающееся на этические общечеловеческие ценности» (с. 205). Думается, однако, что пока школа не стала такой основой, пока не решена задача глобализации нравственности (с. 180) и т. п., можно говорить о тенденциях формирования глобальной культуры, о проявляющихся и ожидаемых ее чертах, качествах, значении.
Особым достоинством Словаря является, на наш взгляд, то, что каждый человек, обратившийся к нему, найдет ответы с разных позиций – науки, философии, религии – на вопросы и проблемы, связанные с глобализацией. Пусть подчас не исчерпывающие, ибо сложна, динамична тема, находится в процессе исследования, но на них уже лежит печать глобалистского этапа методологии познания (с. 199), нелинейной диалектики как метода планетарной философии (с. 200), как подхода, направления мысли исследователя на нетрадиционное решение задач (Там же). Показательным и убедительным в этом плане представляется, например, утверждение о том, что должны соблюдаться законы и принципы, установленные человечеством и цивилизацией (с. 171), человеческие ценности и достижение целей творения, а не войны и предательства (с. 172).
Вместе с тем следует признать, что, к сожалению, определение ряда понятий носит тавтологический характер, не всегда при трактовке тех или иных понятий достаточно полно используется наработанный глобалистикой большой эвристический и методологический арсенал. Думается, что следствием этого является также отсутствие определений многих понятий, обозначающих феномены, которые в условиях глобализации приобретают новые измерения, смысловые грани и познавательные возможности.
Так, философия жизни (с. 945) рассматривается как школьный предмет. Разумеется, это важно, нужно, полезно. Однако ощутимо отсутствие определения философии жизни как выражения базовой, онтологической, методологической основы бытия человека и мира, их многообразного взаимодействия, интегративным выражением которого, на наш взгляд, является процесс глобализации. Очевидной представляется связь философии жизни с глобалистикой.
В Словаре анализируются весьма важные понятия: философия детства и философия для детей (с. 943–944). Несомненна их взаимосвязь с упомянутыми выше философией жизни, глобалистикой, а также с философией образования (с. 947–949). Но несомненна также их взаимосвязь с понятием философия человека, которое, к сожалению, отсутствует в настоящем издании. Это понятие, на наш взгляд, обозначило бы исходный, опорный пункт для анализа философии детства, философии для детей, философии образования и, наконец, самую суть философии. Ибо человек – субъект и объект философии, философия – о человеке и для человека, создается, развивается и применяется им в процессе жизни и деятельности, которые суть взаимодействие с миром, принимающее сегодня и в перспективе характер глобализации. По-видимому, это означает, что философия человека и глобалистика не только, так сказать, «пересекаются», но и в самом существенном совпадают.
Не стали объектом специального анализа и определения с учетом процесса глобализации, то есть с позиций глобалистики, следующие понятия: пространство и время, тенденции и закономерности, компромисс, гармония, хаос, человеческие качества, творчество, самообразование, самовоспитание, самосовершенствование, пример исторический, социальный, политический, экономический, научно-технический, морально-этический и т. п. как ценность, ориентир поведения и жизнедеятельности для отдельных индивидов, малых групп, коллективов, народностей, наций, обществ, государств, стран; подражание и следование как способы и формы ориентации, например; движение за независимость как составляющая и аспект философии истории (с. 945–946), философия независимости, философия языка, простые нормы нравственности и справедливости.
Есть все основания полагать, что жизнеутверждающее направление глобалистики по самой сути своей связано с философией здравого смысла (ведь вместе с эволюцией жизни должно эволюционировать отношение к ней), с философией любви и добра.
Настоящее издание в прямом и переносном смысле – весомый, крупный вклад в развитие междисциплинарной области научных исследований, современного научного знания, философской мысли, культуры и культурологии, а также в сферу укрепления сотрудничества ученых, философов, мыслителей, государственных, политических и общественных деятелей многих стран мира.
На основании изложенного выше и некоторых соображений относительно предпринятого нами анализа хочется высказать следующие пожелания.
Первое. Учитывая судьбоносное значение для каждого человека и всего человечества процесса глобализации и, следовательно, глобалистики, развитие которой является делом настоящего и будущего, а также малый, несоразмерный с общественной ценностью тираж данного труда – 3 тысячи экземпляров, считаем необходимым выпустить новое его издание тиражом, соответствующим его значимости и потребности в нем.
Второе. Дополненное издание необходимо осуществить на языках, признанных ООН международными: английском, испанском, китайском, арабском, русском, французском, а также немецком.
Третье. Расширить круг специалистов различных профилей, а также политических, государственных, общественных деятелей, имеющих весьма важные взгляды на проблемы глобализации.
Четвертое. Организовать в различных странах и регионах зональные семинары с целью активизации развития глобалистики, повышения ее роли в решении теоретических и практических задач и проблем.
Пятое. Провести XXIII Всемирный философский конгресс (август 2013 г., Афины) на тему: «Глобализация и будущее человечества», – непосредственно связанную с темами XXI и ХХII Всемирных философских конгрессов, которые назывались соответственно «Философия лицом к мировым проблемам» и «Переосмысливая философию сегодня».
Доктор философских наук, профессор С. Ш. Шермухаммедов