The development of globalization has a relatively short history; if one considers it from the moment of setting of the global problem it has lasted for only about thirty years. The term ‘globalization’ is less than twenty years old. Therefore, one can hardly expect a complete, comprehensive, and systemic scientific idea of this phenomenon. This situation becomes rather clear if one takes into account that many fundamental philosophical and sociological concepts which have been studied for centuries such as democracy, civilization, state, culture, etc., possess a certain fundamental categorical device, but still are debatable and disputable, and there is no ending to these discussions. Obviously, the study of globalization problems must produce generally accepted major categories, first of all, a definition of this concept, a name of the discipline studying it, the main characteristics of globalization as a social phenomenon, deeply, consistently and systemically revealing all aspects of its contents.
Разработка феномена глобализации имеет небольшую историю, если считать со времени постановки глобальных проблем, – всего около трех десятков лет. Термин «глобализация» имеет возраст менее двадцати лет. Поэтому пока объективно трудно ожидать наличия завершенной, целостной и системной научной картины данного явления. Это положение объяснимо, если иметь в виду, что многие фундаментальные философские и социологические понятия, изучающиеся столетиями, такие как демократия, цивилизация, государство, культура и т. п., обладают определенным основополагающим категориальным аппаратом, но до сих пор являются дискуссионными и спорными, и дискуссиям не видно конца. Очевидно, исследования проблем глобализации также первоначально должны дать общепринятые узловые категории, прежде всего – определение данного понятия, название изучающей его науки, основные характеристики глобализации как общественного явления, глубоко, последовательно и системно раскрывающие его содержание со всех сторон.
Последним словом в системном и всестороннем раскрытии содержания современных глобализационных процессов и явлений, очевидно, можно считать публикацию в России под названием «Глобалистика» двух объемистых изданий: энциклопедии и энциклопедического словаря[1]. Сам факт представления содержания данного научного направления в виде энциклопедии с указанным названием «узаконивает» данное название. В этих изданиях утверждается: «Глобалистика – междисциплинарная область научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых ею глобальных проблем и поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов. В более широком смысле термин употребляется для обозначения совокупности научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований, а также практическую деятельность по их реализации в экономической, социальной и политической сферах, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе»[2]. Примерно такое же определение глобалистике дают и другие авторы. Из приведенного и других определений видно, что глобалистика пока не представляется специфической отраслью науки. Она выступает в качестве междисциплинарного направления научных исследований, подобного синергетике, экологии, логистике, концепции устойчивого развития и т. п. Как научное направление глобалистика в настоящее время имеет определенный комплекс понятийного аппарата, логику и принципы исследования своего объекта и предмета.
Вместе с тем в данной сфере (содержании и структуре понятийного аппарата, логике и принципах анализа, определении характера предмета и объекта исследования глобалистики) еще немало вопросов, требующих своего раскрытия, уточнения и углубленного изучения. Не случайно профессор В. А. Дергачев подчеркивает: «Глобалистика выступает как аналитическая дисциплина пока еще с размытыми контурами своего предмета исследования»[3]. Примечательно, что в зарубежной научной литературе термин «глобалистика» и, следовательно, обобщенное определение данного научного направления как такового отсутствуют. То, что это направление активно разрабатывается в России, свидетельствует о пионерной роли российской философии в этой области научных исследований.
Представляется, что в раскрытии сущности, содержания, структуры, определении методологических принципов исследования глобализации, а также практических аспектов ее регулирования и управления еще много неопределенностей и «белых пятен». Среди ученых существует разноголосица в определении понятия «глобализация». В упомянутых энциклопедиях данное понятие освещено несколькими авторами. Они раскрывают содержание глобализации с разных сторон и с различных позиций. По-видимому, составители энциклопедий, предоставляя слово авторам, выступающим с разных позиций и подходов, осознанно осуществили такой шаг в соответствии с объективно достигнутым уровнем познаний о глобализации, когда общепринятых глубоких представлений пока еще нет, а существующие в известной мере правомерно освещают ту или иную грань феномена глобализации и претендуют на равные права истинности. Представляется, что как в данных определениях, так и во многих других источниках демонстрируется поверхностный, суженный и фрагментарный подход к исследованию такого сложного, многогранного и глубинного явления, каковым выступает глобализация. Очевидна необходимость придания исследованиям данного феномена углубленного, расширенного и системного характера. Попытки реализации указанных положений в своих работах осуществлял и предлагал вниманию научной общественности автор настоящей статьи[4]. В них нет претензий на «истину в последней инстанции», но есть уверенность в новизне и продуктивности предпринятых подходов к решению поставленных задач.
В последней трети ХХ столетия человечество обнаружило себя в неизвестной доселе ситуации: тотальной глобализации всех происходящих в нем и с ним процессов. То есть в унификации и единении самых различных аспектов жизнедеятельности людей – их мировосприятия и мировоззрения, потребностей и трудовых навыков, политики и экономики, социальной жизни и производства, науки и образования, культуры и искусства, религии и языка, государственности и образа жизни, экологии и демографии, спорта и преступности и т. д. Глобализация охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей на земном шаре, и соответственно ее проявления в каждой из этих сфер должны изучаться всеми научными направлениями, которые специализируются в соответствующей сфере человеческой жизни и деятельности. Это обстоятельство придает научному направлению по изучению глобализации – глобалистике – широкий междисциплинарный, многоотраслевой и разнонаправленный характер. Исходя из изложенного, представляется целесообразным дать следующее развернутое определение современным глобализационным процессам: «Глобализация есть многомерный, объективный процесс становления глобальной общности людей в масштабе всего человечества в единстве с природной сферой планеты Земля, замещения локальных, изолированных форм и норм жизнедеятельности людей общемировыми, формирования единообразия, взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных континентов, стран, народов и людей в рамках единого мира, в условиях распространения принципов свободы личности, а также открытости и устранения барьеров на пути к установлению материальных, интеллектуальных, духовных, этических, эстетических и иных форм общения между людьми»[5]. Такое расширенное определение глобализации обусловливается широкомасштабным, многоуровневым, разнонаправленным характером самого этого явления, его сложной структурой и содержанием.
Для обеспечения углубленного подхода к изучению глобализации представляется целесообразным поставить в центр исследования данного явления проблематику человеческой природы. Логически исходным пунктом этого могут выступать место и роль заложенного в человеческой природе неотвратимого и неизбывного стремления к взаимному общению, которое служит катализатором многих явлений и процессов, происходящих с человеком: зарождению у него сознания, языка, письменности и всех иных форм межличностной коммуникации, включая нынешние гигантские средства транспорта, связи, информации, а также интернет и иные средства взаимного общения; формированию многоуровневых форм социальной жизни людей – различных жанров искусства, литературы, многообразных исторических типов человеческих сообществ и т. п. Даже религиозное чувство человека исходит из его внутренней жажды потребности в общении с всемогущим священным созданием, каковым он представляет себе Всевышнего. Применительно к вопросу о движущих силах и факторах глобализации вышеизложенное позволяет утверждать: «Внутренняя природа человека, предрасположенная к общению с окру-жающим миром, выступает первоосновой развития глобализации, предпосылки которой поэтому закладываются с момента, когда начинается человеческое общение между первобытными людьми. По мере движения социогенеза контакты и взаимосвязи между людьми расширяются по нарастающей: от первобытной колонии, стада, племени, рода к более крупным сообществам и государственным образованиям; затем от общения внутри государств к межгосударственным отношениям, а в последующем и к глобальному единству всего человечества»[6].
Для обеспечения адекватного расширенного подхода к исследованию глобализационных процессов представляется целесообразным выделить все взаимосвязанные в единую систему сферы и направления глобализации. Критерием выделения этих сфер и направлений может служить структура человеческой природы. При этом каждому параметру природы человека соответствует определенная сфера и направление глобализации. Наглядно такая взаимосвязь может быть представлена в виде таблицы (см. табл. на с. 15).
Из таблицы видно, как в разных сферах жизнедеятельности людей различные параметры человеческой природы тесно переплетены с характером глобализационных процессов, а также мерами по преодолению неустойчивости и переходу к устойчивому развитию. При этом различные стороны человеческой природы обусловливают проявление соответствующих сфер и направлений глобализации и принятие мер по переходу на рельсы устойчивого развития. Следовательно, глубинной и исходной основой, изначальной движущей силой глобализационных процессов выступает являющаяся внутренним ядром человеческой натуры предрасположенность человека к общению с другими людьми, то, что человек является социальным существом, нацеленным на формирование разного рода человеческих общностей. Без общения с себе подобным человек не стал бы и не может быть человеком.
Периодическая таблица системы «человек – глобализация – устойчивое развитие» | |||
№ п/п |
Параметры человеческой природы |
Сферы и направления глобализации |
Меры по переходу к устойчивому развитию |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Мировосприятие и мировоззрение человека |
Мировоззренческая глобализация |
Перестройка мировосприятия и мировоззрения людей |
2 |
Материальные потребности человека |
Глобализация потребностей |
Рационализация потребностей |
3 |
Труд как фактор формирования человека |
Профессионально-тру-довая глобализация |
Экологизация трудовой деятельности людей |
4 |
Социальная сущность человека |
Социальная глобализация |
Социальные преобразования |
5 |
Язык как средство общения человека |
Языковая глобализация |
Развитие многоязычия |
6 |
Информация – ресурс общения людей |
Информационная глобализация |
Развитие информационной безопасности |
7 |
Транспорт – арена человеческого общения и коммуникаций |
Глобализация транспортной системы |
Развитие логистики. Рационализация транспортной сферы и коммуникаций |
8 |
Экономика – основа человеческой жизни |
Экономическая глобализация |
Переустройство и экологизация экономики |
9 |
Природа – источник жизнеобеспечения человека |
Экологическая глобализация |
Чрезвычайные меры по охране окружающей среды |
10 |
Потребность в сексе и продолжении рода |
Демографическая глобализация |
Регулирование демографических процессов |
11 |
Потребность человека в вероисповедании |
Религиозная глобализация |
Усиление и реализация конструктивной роли религии |
12 |
Интеллектуальное развитие человека |
Образовательная глобализация |
Развитие опережающего образования |
13 |
Духовная жизнь человека |
Глобализация культуры |
Конструктивное взаимодействие культур |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Интеллектуализация и технологизация человеческой жизни |
Научная и научно-техническая глобализация |
Развитие опережающей науки и техники |
15 |
Образ жизни человека |
Глобализация образа жизни |
Перестройка образа жизни людей |
16 |
Человек как политическое существо |
Политическая глобализация |
Реформа политических систем |
17 |
Нечеловеческое в человеке |
Криминальная глобализация |
Всемирная борьба против преступности |
18 |
Физическое совершенствование человека |
Спортивная глобализация |
Физкультура и спорт как средства выживания людей |
Проявляясь в жизнедеятельности миллиардов людей многих тысяч поколений, живших на Земле с начала появления первобытных людей, предрасположенность к общению способствует поступательному и последовательному формированию различных человеческих общностей: первобытного стада, рода, племени, различных форм семьи, древних протогосударственных образований, этнических групп, народностей, наций, религиозных конфессий, современных национальных государств, разнообразных партий, ассоциаций, объединений, компаний, корпораций, общественных организаций и т. п. Закономерным следствием этой тенденции в современных условиях являются набирающие силу глобализационные процессы, ведущие в конечном счете к образованию единой всемирной семьи человечества. Одновременно с этим в процессе общения люди имеют возможность совместно вырабатывать и реализовывать необходимые направления перехода к устойчивому развитию. Тенденция формирования всемирной общности людей захватывает все сферы их жизнедеятельности. Поэтому во всех этих сферах действуют глобализационные процессы и во всех из них существует необходимость принятия мер по переходу на рельсы устойчивого развития.
Сферы и направления глобализации выступают не сами по себе, не фрагментарно и изолированно друг от друга, а в тесном взаимном переплетении, как правило, однонаправленно, как единый процесс, являются хотя и разнородными, но органически взаимосвязанными и взаимодействующими атрибутами жизни человечества как глобальной общности в единстве с природной средой планеты Земля. В отдельности каждый из указанных факторов, сфер и направлений можно рассматривать лишь теоретически ввиду их относительной самостоятельности, значимости и специфики участия в процессе глобализации жизнедеятельности человечества.
Известно, что жизнедеятельность человека представляет собой единодействие различных его атрибутов – мировоззрения, удовлетворения материальных и иных потребностей, трудоспособности и осуществления трудовой деятельности, общения с другими посредством языка, приобщения к культуре и искусству, соблюдения религиозных обрядов и т. д. Подобно этому развитие человечества в целом осуществляется через симбиоз указанных выше разнородных сфер и направлений глобализации, в каждой из которых происходят специфические, взаимосвязанные глобализационные процессы. Эти сферы и направления не равноценны, разнородны и находятся в определенной иерархии, субординации по отношению друг к другу. Таким образом человечество в единстве с окружающей средой на планете выступает как целостная общность, глобальная система.
То, что первыми в структуре направлений и сфер глобализации названы мировосприятие человека, его знания об окружающем мире и о себе в нем, обусловлено тем, что в причинно-следственной связи материального и идеального в жизни человека примат принадлежит материальному, но человека превращает в человека идеальное, характеризует его как человека то, что он есть мыслящее животное. Поэтому, раз возникнув на базе материальных процессов, мысль человека начинает играть исключительно активную роль, оказывая на них решающее обратное влияние. В глобализационных процессах, присущих человечеству как сообществу «человеков», решающую роль играют сознание, мировосприятие, мысль, разум человека. Поэтому структуру сфер и направлений глобализации логично рассматривать, начиная с мировосприятия человека, его знаний об окружающем мире и своего места в нем. Ядро рассматриваемой общности составляют разнообразные потребности человека, выступающие как движущая сила всей жизни каждого человека и всех людей вместе взятых, и тем самым всех осуществляемых человечеством процессов, в том числе глобализационных. Потребности удовлетворяются через трудовую деятельность, использование орудий труда, средств и способов производства материальных благ.
Трудовая деятельность развертывается в многогранную экономическую сферу с потреблением, производством, торговлей, денежным обращением, финансово-кредитными отношениями и т. д., где свои социальные и глобализационные функции претворяют в жизнь наука, средства связи, информации, транспорт, коммуникации и иные инфраструктурные элементы. Экономика, производство материальных благ, бытие человека составляют базис, основу установления языкового, письменного и иных форм общения между людьми, развития их мировосприятия, религиозных представлений, культурного обогащения и т. д. Эти сферы в свою очередь составляют «ткань» формирования соответствующего образа жизни людей, их жизненных ценностей, норм функционирования общества, его институтов, становления государственности, политических отношений и т. д. А эти сферы и направления в свою очередь дают «выход» на конкретные процессы: рост народонаселения, хозяйственное освоение человеком всей территории земного шара, решение обостряющихся экологических проблем, борьбу с преступностью, развитие физкультуры и спорта и т. д.
Взаимосвязи указанных атрибутов человеческой природы и глобализационных процессов с проблемами перехода к устойчивому развитию определяются тем, что меры к такому переходу диктуются неустойчивым или устойчивым состоянием соответствующих параметров человеческой природы и задачами преодоления неустойчивости и обеспечения необходимой устойчивости в соответствующей сфере и направлении глобализации[7]. На первый взгляд положения концепции устойчивого развития кажутся утопичными, недостижимыми при сегодняшнем состоянии человечества. Однако она, будучи концепцией долженствования, не предрекает и не обещает райской жизни на Земле. Данная концепция нацеливает людей только на то, чтобы они не создавали для себя на планете адскую жизнь. Подобно курсу по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией, она всего лишь пре-дупреждает людей о катастрофических последствиях нынешнего образа их жизни на планете, призывает их отказаться от такой жизни, дает ориентиры развития, выполняет роль своего рода «правил движения» и «системы дорожных знаков» для человечества. Один из знаков показывает поворот над «пропастью» – антропогенной катастрофой, ведущей к самоуничтожению цивилизации. Признавать или не признавать эти правила, реагировать или нет на указанный знак, поехать дальше по нормальной дороге истории или сорваться в адскую пропасть – является проблемой самого человечества, а не следствием утопичного характера идеи устойчивого развития, ее нежизнеспособности или неэффективности.
Надо признать, первоначально встреченная мировой общественностью с энтузиазмом, концепция ныне находится «в подвешенном состоянии». В структуре ООН имеется специальная Комиссия по устойчивому развитию, которая проводит периодические мероприятия в русле положений концепции. Во многих странах, кроме России, созданы официальные органы по устойчивому развитию, разработаны и утверждены государственные стратегии по переходу к устойчивому развитию. Таким образом, концепция устойчивого развития мировым сообществом пока не отвергается. Однако происходит ее постепенное предание забвению, молчаливое игнорирование государствами рекомендаций, разработанных на конференциях ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. Концепция находится в информационной блокаде, подвергается не слишком острой критике с разных сторон. Отдельные авторы на западе считают, что она является вариантом социалистической доктрины. Некоторые представители развивающихся стран и России полагают, что концепция выступает средством усыпления общественного мнения и закрепления существующей тенденции в мировом развитии, «…пытается примирить непримиримое: сохранить по возможности цивилизацию потребления и решить задачу сохранения природы в рамках традиционной экономической системы, в рамках цивилизации, уничтожающей природу», ратуют за придание «понятию “устойчивого развития” его первоначального смысла»[8]. Непонятно, какой еще смысл есть у концепции устойчивого развития, кроме первоначального.
Критики концепции устойчивого развития искаженно представляют ее действительное содержание, не учитывают, что ни у кого в мире нет иных альтернативных вариантов и сценариев развития нынешней цивилизации и обеспечения выживания человечества. Самое главное – критики не критикуют того положения, что нынче в мире не выполняются даже минимальные требования этой концепции. Сами авторы вышеприведенной цитаты, критикующие данную концепцию, признают, что обязательства развитых стран, в соответствии с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро обязанных ежегодно отчислять 0,7 % своего ВВП на охрану окружающей среды и помощь слаборазвитым странам, не выполняются и что эти отчисления в самые лучшие годы составляли всего 0,3 %. Странной выглядит «логика» этих авторов, когда они утверждают: «Не может не бросаться в глаза резкий контраст между реальными тенденциями экономического развития и декларациями устойчивого развития»[9]. Если есть резкий контраст между реальностью и декларацией, а реальность катастрофична, значит, нужно ругать реальность, а не декларацию, выполнять ее предписания, стремиться к тому, к чему она призывает, чтобы выправить негативную реальность и избежать катастрофы. Как писал Р. Гамзатов, если конь споткнулся, не ругай коня – ругай дорогу. О том, что за истекшие годы не выполнен ни один пункт «Повестки дня на ХХI в.», принятой на «Рио-92», мало кто упоминает и анализирует.
Взаимосвязи между параметрами человеческой природы, концепцией устойчивого развития и глобализацией определяются тем, что последняя многолика и многогранна, и эти ее качества можно разграничить на две группы: конструктивные и деструктивные. Эти два качества глобализации непосредственно или через опосредствования по-разному (конструктивно или деструктивно) влияют на человека. С другой стороны, сами эти качества глобализации обусловливаются разнообразными свойствами человеческой природы, которые тоже могут быть сгруппированы, с одной стороны, как позитивные, а с другой – как негативные. Соответственно, стратегия устойчивого развития призвана постепенно устранять деструктивные начала глобализации и негативные свойства человеческой природы при одновременном наращивании конструктивных сторон глобализации и позитивных свойств человека. Схематично указанные положения иллюстрируются в приведенной выше таблице.
Расширительно-системное толкование глобализации позволяет преодолевать бессистемность, непоследовательность и фрагментарность подходов к данному сложнейшему явлению, обеспечить взаимосвязанный и целостный охват всех теоретических и практических проблем, порожденных ею. Известно, что среди проблем и в международных отношениях, и во внутренней жизни государств подавляющее большинство занимают производственно-экономические, социально-политические, финансовые, демографические и иные (преимущественно утилитарно-практические) вопросы. На окраине общественного внимания оказываются мировоззренческие, гуманистические, морально-этические, нравственные, интеллектуальные и духовные задачи. Следствием этого, очевидно, являются моральный кризис и деградация, наблюдаемые в разных частях света и у различных групп населения. Еле заметные разговоры о «диалоге культур» результатов не дают. Среди разнообразных причин и факторов этого явления, несомненно, имеет место и то, в каком виде представляются глобализационные процессы, поскольку они влияют на все стороны жизни людей. Хотя сегодня по поводу и без него много говорится о глобализации, однако и в научных исследованиях, и в практических речах по этому вопросу отсутствуют или занимают незначительное место мировоззренческие, морально-нравственные и интеллектуальные аспекты. Такое положение выступает причиной нерешенности множества проблем общественного развития. Для нашей страны можно заметить, например, что отмеченное на одном из интервью Президентом России отсутствие у партии «Единая Россия» полноценной, «устойчивой идеологии», без сомнения, обусловлено отсутствием философского обоснования этой идеологии, невниманием к философским и научным исследованиям современных общественных явлений.
Преодоление изложенных обстоятельств, переход к системно-расширитель-ному исследованию глобализационных процессов может способствовать нахождению теоретических основ решения множества сложных задач по устранению и недопущению кризисных явлений, стоящих ныне перед мировым сообществом, каждым государством, народом и человеком. Главным вопросом, стоящим перед исследователем места человека и человечества в контексте концепций глобализации и устойчивого развития, является: как долго осталось человечеству находиться в потоке универсальной эволюции? Столько, сколько позволено ему быть в этом потоке естественным ходом развития универсального мира? Или он превратится в прах и улетучится из этого потока путем самоуничтожения подобно тому, как наркоман или алкоголик раньше времени превращают себя в прах в результате неспособности одолеть свои пристрастия и слабости? Имеющихся исследований данной проблематики вполне достаточно для однозначного, не вызывающего никакого сомнения ответа на данный вопрос: при тенденции продолжения нынешнего образа жизни человечеству в скором времени не останется места в потоке универсальной эволюции. Следовательно, единственным способом избегания такой перспективы является изменение нынешнего образа жизни. Против изменения образа жизни возражают те, которые в этой жизни благоденствуют, а будущее человечества их не волнует. При слове «экология» за пистолет хватается тот, кто не желает менять свой нынешний образ жизни, хочет бесконечно как можно более полно и изысканно наполнять свой желудок и окружать себя роскошью. К сожалению, необходимости изменения нынешнего образа жизнедеятельности человечества не признают не только подобные безответственные люди, но и наделенные своими народами большой ответственностью интеллектуалы, деловые люди, политики, лидеры государств.
Получение ответа на поставленные выше вопросы предполагает постановку следующего вопроса: если неизбежна необходимость изменения нынешнего образа жизни человечества, то как его изменить? Пока у мирового сообщества нет другой конструктивной идеи, кроме концепции устойчивого развития, которая могла бы дать ответ на данный вопрос. К сожалению, в силу различных обстоятельств данная концепция пока мировым сообществом не реализуется. Нет никакого сомнения в том, что ее под этим же или каким-либо иным названием, но в основном с тем же самым содержанием человечество будет вынуждено в конце концов взять на вооружение. Следующий вопрос заключается в том, когда это произойдет. Последний вопрос может звучать так: не слишком ли поздно это произошло?!
[1] Глобалистика: Энциклопедия/ гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – М.: Радуга, 2003; Глобалистика:Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – М.; СПб.; Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. (Global Studies: Encyclopedia / ed. by I. I. Mazour, A. N. Chumakov. – Moscow: Raduga, 2003; Global Studies: International Interdisciplinary Encyclopedic Dictionary / ed. by I. I. Mazour, A. N. Chumakov. – Moscow; Saint Petersburg; New-York: Publishing Centre ‘Elima’; Publishing House ‘Piter’, 2006).
[2] Глобалистика: Энциклопедия. – С. 199. (Global Studies: Encyclopedia. – P. 199).
[3] Дергачев, В. А. Глобалистика: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2005. – С. 6, 43. (Dergachev, V. A. Global Studies: A textbook. – Moscow: Unity-Dana, 2005. – Pp. 6, 43).
[4] Барлыбаев, Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. – М.: Издание Государственной думы, 2003; Он же. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. (Barlybaev, Kh. A. General theory of globalization and sustainable development. – Moscow: Edition of the State Duma, 2003; Idem. Person. Globalization. Sustainable development. – Moscow: Russian Academy of State Service, 2007).
[5] Барлыбаев, Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. – С. 24. (Barlybayev, Kh. A. General theory of globalization and sustainable development. – P. 24).
[6] Он же. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – С. 130. (Idem. Person. Globalization. Sustainable development. – P. 130).
[7] Более подробно о содержании концепции устойчивого развития см.:Барлыбаев, Х. А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – С. 162–169. (In more detail about contents of sustainable development see: Barlybaev, Kh. A. Man. Globalization. Sustainable development. – Pp. 162–169).
[8] Акимова, Т. А., Хаскин, В. В.Экономика Природы и Человека. – М.: Экономика, 2006. – С. 15, 283. (Akimova, T. A., Haskin, V. V. Economy of nature and man. – Moscow: Economy, 2006. – Pp. 15, 283).
[9] Там же. – С. 15. (Ibid. – P. 15).