О глобализации написаны сотни монографий, статей и диссертаций. Казалось бы, нельзя сказать ничего нового об этом социальном феномене в начале XXI в. Но это не так. Автор рецензируемой книги как раз нашел новые аспекты исследования глобализации. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть оглавление монографии. Так, вторая глава названа «Исторические и теоретические предпосылки глобализации». В ней рассматриваются воззрения Макиавелли, Монтескьё, Канта, Гегеля и многих других западных философов и социологов на европейское общество с позиции глобализационных процессов. Очень оригинально названа третья глава – «Атлантисты и конструирование антисистем». Более подробно остановлюсь на ней, так как представленный автором материал, по существу, нигде в работах по глобализации не встречается.
В. Н. Савельев пишет: «Современные процессы глобализации показывают, что развитие планетарной цивилизации происходит в жестких границах, определенных интересами мировой элиты. Страх, нестабильность, кризисные явления в экономике, усиление энергетических и продовольственных проблем – все это говорит о том, что позитивным тенденциям глобализации противостоит структурированная антисистема, опирающаяся на государственные структуры, международные организации и антиобщество» (с. 148).
Понятие «антиобщество» наполняется конкретным содержанием. Речь идет о тех феноменах общества, которые тормозят его развитие. Как пишет автор, узкая группа мировой элиты использует все средства для того, чтобы защищать свои эгоистические интересы. «Убийства, рэкет, проституция, подпольный игорный бизнес, работорговля, наркотики, коррупция и мафиозные банды – это тоже элементы антиобщества. Их объединяют установленные в каждой из этих структур свои нормы регуляции взаимоотношений, свои морально-этические принципы, если их так можно назвать, которые на “чужих”, “низших” не распространяются. По их нормам “чужих” можно убивать, насиловать, обманывать, обирать и унижать, разрушать их ценности, религии и традиции, потому что весь остальной мир антиобщества – это масса, толпа, служащая материалом для решения его задач» (с. 148).
Антиобщественные элементы паразитируют на глобализации. Они видят в ней лишь средство обогащения и удовлетворения своих эгоистических интересов. Все государства, например, провозгласили борьбу с коррупцией и терроризмом. Однако коррупция по-прежнему процветает, более того, в мировом масштабе набирает темпы, перманентно происходят террористические акты в той или иной стране. Можно сказать, что с ростом интеграционных процессов антиобщественные элементы активизируют свою деятельность. И в этом, как пишет В. Н. Савельев, им очень помогают современные средства массовой информации, особенно телевидение. СМИ героизируют преступников, убийц, проституток, коррупционеров. И молодое поколение им охотно подражает. Многие молодые люди вовлекаются в мировую антиобщественную деятельность. Они кочуют из региона в регион, из страны в страну, формируют сеть преступных групп, которые занимаются убийствами, грабежами, наркоторговлей и т. д.
К негативным последствиям глобализации автор справедливо относит и унификацию культур, фактическое стирание национальной идентичности, национального менталитета, и проповедь космополитизма. Современная наука в состоянии контролировать психические процессы, происходящие в голове человека. Можно, например, формировать определенное поведение человека, заставлять его либо смеяться, либо плакать, неадекватно реагировать на то, что происходит в окружающем его мире. «Современные технологии, – пишет В. Н. Савельев, – заданного поведения масс практически исключают возможность влияния какой-либо точки зрения на мировые процессы, если она не удовлетворяет тех, кто реально управляет мировым сообществом» (с. 162). С помощью СМИ можно то или иное государство объявить «осью зла», того или иного правителя – диктатором. Массы будут верить и либо молчать, либо одобрять оккупацию чужих территорий. Автор монографического исследования интересно и содержательно излагает современные формы экспансии, являющиеся следствием глобализации. В первую очередь он останавливается на экономической экспансии, суть которой заключается в формировании глобального экономического рынка, охватившего все страны и континенты. Капитал и товары не признают никаких государственных границ. Если раньше главное внимание уделяли развитию национальных экономик, то теперь о них вообще никто не вспоминает. Производство материальных ценностей приобрело космополитический характер. Но от космополитизма выигрывают развитые страны, в то время как развивающиеся страны вынуждены топтаться на месте. «Современное глобальное сотрудничество приносит самые большие дивиденды развитым странам, потому что они имеют эффективные механизмы создания, внедрения в производство и реализации на мировом рынке инновационных разработок. Именно развитые страны создали систему глобального управления и контроля за финансовыми и торговыми потоками» (с. 216). Они проводят экспансионистскую экономическую политику: инвестируют экономику развивающихся стран, строят там филиалы заводов и фабрик, используют дешевую рабочую силу и получают миллиардные доходы. Фактически происходит захват чужих территорий без применения оружия, хотя кое-где и оружие используется (например, Ирак, бывшая Югославия, Афганистан). Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие финансовые институты, обслуживающие развитые страны и прежде всего США, выделяя отсталым странам кредиты, предписывают им строго следовать их инструкциям. А в этих инструкциях прежде всего предлагается сокращение социальных расходов.
В. Н. Савельев приводит интересные данные, касающиеся американского доллара. «В мире, – пишет он, – находятся в обращении около 700 млрд бумажных долларов США (данные 2000 г.), из которых 70 % за пределами США. В самих США имеет хождение около 140,1 млрд долларов» (с. 221). Таким образом, Соединенные Штаты всему миру, в том числе России, продают ничем не обеспеченные бумаги. Но попытки заменить доллар другой валютой до сих пор не имели успеха. Более того, курс евро по сравнению с долларом падает, а экономика Евросоюза трещит по всем швам.
Следующей формой экспансии XXI в. автор считает информационно-коммуникативную. И с ним нельзя не согласиться. Глобализация привела не только к единому экономическому пространству, но и к информационному. Тривиальна истина о том, что без информации нет общества. Но благодаря глобализации роль информации резко выросла. Сегодня информация – это не просто коммуникация, это товар, и тот, кто обладает большей информацией, имеет возможность получать больше прибыли. И «информация как товар всегда зависит от покупателя или ее владельца. Не добро – зло, не истина – ложь, а приход-расход – вот суть содержания и реализации информационного товара» (с. 241).Но сегодня информация – это не только товар, но и мощное оружие, мощное пропагандистское средство, используемое развитыми странами и прежде всего США. Вспомним, как подавалась СМИ информация об Ираке, когда президентом был С. Хусейн. Западные СМИ постоянно твердили о том, что Ирак имеет ядерное оружие. И этому поверили не только правительства большинства стран мира, но и граждане этих стран. США и их сателлиты оккупировали Ирак, казнили законно избранного президента С. Хусейна, но никакого ядерного оружия не нашли. Однако информационные агентства практически не упоминают об этом.
Информационное пространство поделено между развитыми государствами. Их агентства вещают отовсюду на весь мир. Они пропагандируют западные ценности, западный образ жизни, западную демократию, западные представления о правах человека и т. д. и т. п.
Сегодня информация – это вместе с тем мощное средство проникновения в национальные культуры. Возьмем национальные языки, являющиеся главным элементом любой национальной культуры. Сегодня многие малочисленные народы потеряли свой язык, и они вынуждены разговаривать и писать на чужом языке. В современном мире английский стал доминирующим языком. На любом конгрессе или конференции международного масштаба английский язык играет решающую роль. В Европе без него теперь не обходится ни один народ. В России появилась масса англицизмов. А ведь потеря родного языка означает потерю не только национальной культуры, но и национальной идентичности.
Очень велика роль Интернета в распространении культуры. Но его рычаги находятся в руках США. «Средства, вложенные в создание Всемирной информационной системы, окупились практически мгновенно, ибо элита США получила в свое пользование первый вариант интегрированного планетарного разума, которому теперь надо подбрасывать задачи для решения» (с. 249–250).
В. Н. Савельев не обошел и вопросы миграции. Следует подчеркнуть, что люди во все времена перемещались из одного места в другое. Поэтому миграционные процессы носят объективный характер. Но глобализация интенсифицировала эти процессы. Автор правильно пишет, что пока миграция затронула 3 % населения Земли, но в будущем, если жизненный уровень народов развивающихся стран не будет улучшаться, бегство в развитые страны приобретет такой массовый характер, что его уже невозможно будет остановить. Что же нужно сделать для предотвращения этого опасного для будущего человечества процесса? Для этого в первую очередь следует скорректировать глобализацию. Это вполне возможно, ведь люди сами творят свою историю, и они могут и должны ее корректировать. Корректировке прежде всего подлежит неравномерное распределение материальных благ. Совершенно нетерпимо, когда миллионы людей умирают от голода, сотни миллионов влачат жалкое существование, а кучка богатых не знает, куда девать деньги.
В краткой рецензии невозможно показать все плюсы исследования В. Н. Савельева, но уже сказанного достаточно для вывода о том, что в нем нашли полное освещение те проблемы глобализации, которые отсутствуют в работах других авторов.