Получение образования становится одной из основополагающих ценностей современного общественного развития. В значительной степени это связано с развитием самого образования и значения образованности в жизнедеятельности каждого человека.
Образование, как известно, – это процесс приобщения человека к всеобщим формам его бытия в мире с другими людьми. По существу, это означает, что именно через образование люди осваивают социально значимые представления, понятия, формы чувствования и поведения в окружающем их мире. Именно поэтому образование – это всегда процесс возвышения человека над своей природной сущностью, а следовательно, и процесс его вхождения в сферу духа (ценностей культуры), то есть освоение всего того, что создано человечеством за всю историю своего существования[1]. Однако образование – это не только введение человека во всеобщее: в опыт, знания, способы поведения других людей, – оно предполагает одновременно и развитие самой личности, ее самосознания, когда всеобщее в ней приобретает особенную форму жизнедеятельности. поэтому можно сказать и так, что сущность образования – в формировании и развитии личности человека и его духа.
Образование есть неразрывное единство двух процессов: обучения и воспитания, – и направлено на гармонизацию двух мер бытия личности: социального (общего, значимого) в индивидуальности ее развития и индивидуального (особенного, единичного) в ее социальном существовании. Правда, обучение и воспитание не всегда находятся в соответствии, равновесии друг к другу. Нередко те или иные конкретные социальные обстоятельства могут усиливать или, наоборот, ослаблять значение, вес каждого из этих процессов в образовании личности. Так, в образовательном пространстве – ареале распространения учебной и воспитательной деятельности людей в жизни современного общества – особое значение (вес) приобретает именно обучение – процесс получения и усвоения знаний, умений, навыков.
Тенденция роста значения обучения, научной подготовки людей стала заметно проявляться в мире уже со второй половины прошлого века. Можно видеть расширение образовательного пространства (процессов просветительской, учебной деятельности), его границ в географическом, гендерном, возрастном, социальном, профессиональном и прочих планах. Нельзя не видеть, что просвещение и профессиональное обучение сегодня пришло в самые отдаленные (и некогда отсталые) регионы мира. сейчас практически нет такой страны, где бы отсутствовала система общего школьного и специального вузовского обучения людей. То же можно сказать о гендерных и возрастных особенностях учебной деятельности. Нет ограничений (по крайней мере, формальных) в поступлении в различные образовательные учреждения на основании пола или возраста. Более того, динамические процессы информатизации общества повсеместно способствуют возрастанию сроков и интенсивности обучения. Эти же процессы повсюду предопределяют необходимость создания институтов непрерывного образования на протяжении всей трудовой жизнедеятельности человека. Они обусловливают организацию дистантного обучения и развитие системы повышения квалификации и образовательного уровня, приобретения знаний людьми, их переподготовки в какой-либо новой профессиональной области.
Важно отметить, что сейчас практически нет таких групп в обществе, которым на социальных основаниях могло бы быть отказано в получении образования в какой-либо его форме. Кстати, нет и ограничений в получении образования по тому или иному направлению профессиональной подготовки (специальности), как это было относительно недавно в ряде стран, в том числе и в России. Прошли времена, когда для получения профессии, например, специалиста по рекламе или маркетингу нужно было уезжать на учебу в США или страны Западной Европы из-за того, что в России не было педагогических возможностей (отсутствовали квалифицированные кадры преподавателей) в обеспечении этих направлений подготовки.
Таким образом, всеобщий доступ к образованию расширяет образовательное пространство и делает уже не только общее, но и высшее образование массовым. Однако все это, конечно, не стоит абсолютизировать. Необходимо понимать, что массовость образования еще никак не свидетельствует о его качестве. Вместе с тем массовость образования практически повсюду показывает, что оно востребовано, является желательным для людей. Все это говорит о том, что образование является для большинства живущих сейчас людей устойчивой ценностью и выступает для многих из них ценностной ориентацией.
Как известно, ценность – явление многомерное. Основой всех ее мер является значимость (цена) того или иного объекта реальности, в которую погружен ранжирующий его субъект (индивид, группа, общество). На основе ценностей формируется ценностная ориентация – особое социальное отношение людей к определенным ценностям, которое представлено в сознании в виде объекта, необходимого человеку для удовлетворения его потребности. Ценностная ориентация как отношение возникает всегда только лишь в связи с актуализацией значения определенного объекта в сознании индивида, его включения в деятельность человека. Собственно, это означает, что ценностная ориентация – это всегда субъект-объектное отношение, характеризующее двойственную структуру любой ценности. Ведь ценность детерминирована свойствами и качеством ее объекта (вещи, явления, процесса), с одной стороны, и свойствами самого субъекта, его потребностями, интересами и целями – с другой. При этом в ценностной ориентации личностно окрашенное отношение к объектам действительности является определяющим. Личностное отношение возникает на основе корреляции человеком объектов действительности в связи не только с его потребностями и целями, но и с собственными (правда, не всегда соответствующими им) знаниями, информацией и жизненным опытом.
И тем не менее большинство людей осознает, что овладение широкими общими и специальными знаниями, необходимыми для жизни и благополучия в обществе, возможно лишь через образовательный процесс, а поэтому образование и рассматривается сейчас как одна из важнейших ценностных ориентаций бытия в обществе.
Итак, ценности образования сопряжены с совокупностью потребностей и интересов общества и его членов, и поэтому образование является ценностью прежде всего для общества. Государство, государственная бюрократия, не может с этим не считаться, игнорировать потребности и интересы людей в области образования. Однако государство выстраивает и свои приоритеты ценности тех или иных видов образования в обществе. Естественно, эти приоритеты зависят от конкретной структуры и уровня развития общественного производства, финансового обеспечения, международного (прежде всего экономического и военного) положения страны, исполнения социальных обязательств. Именно поэтому государство, испытывая прежде всего сложности финансового характера в своем развитии, старается проводить такую политику в области образования, которая позволила бы максимально исключить «иждивенчество» этой сферы, включив систему работы учебных заведений в рыночные отношения. В этой связи обществу практически навязывается суждение о том, что образование, коль скоро оно существует в рыночных условиях, не может не быть одной из коммерческих услуг, предлагаемой государством для всех желающих.
Трудно согласиться с суждением о необходимости включения образования в рыночные отношения. Следует понимать, что образование – стержневой фактор научно-технического прогресса, новой, построенной на высоких технологиях цивилизации общественной жизни. Между тем новую цивилизацию и ее основу high tech (электрохимия, биотехнология, нанотехнология, кристалло-технология, информационная технология, микромеханика и т. д.) невозможно построить без прорыва в сфере духовности общества, людей. Иначе говоря, нельзя стране прийти к высоким технологиям и быть конкурентоспособной на мировом рынке без формирования высокообразованного, гуманного человека, то есть без образовательного самовозвышения общества (иначе Россия так и останется сырьевой державой). В этой связи нельзя не видеть, что образование – институт, показывающий уровень развития страны в международной «табели о рангах», ибо именно он во многом является показателем качества духовной жизни людей.
Образование является ценностью для общества еще и потому, что оно формирует консенсус, согласие во взаимоотношениях людей, а значит, способствует стабильности развития и самого общества. Ведь, по существу, образование как ценность – ядро культуры, предпосылка и основа взаимопонимания и взаимодействия между членами общества. С помощью системы образования в стране осуществляется интериоризация общезначимых ценностей в сознании индивидов. И естественно, что поскольку такая интериоризация общественных ценностей и ценностных приоритетов проходит у человека через всю жизнь, то именно она и определяет успешность его социализации – процесса освоения социально значимых форм общежития. Так, узкая специализация, утилитаризм в системе организации и осуществления современного образования ведут к тому, что незнание отдельными группами людей какого-то одного общего для всех круга знаний не просто затрудняет и сдерживает их коммуникацию друг с другом, но и создает определенную угрозу цивилизованному развитию самого общества. Ведь люди не могут общаться и понимать друг друга, если они не имеют общих культурных точек соприкосновения; они становятся разобщенными и не являются сплоченной нацией (в психологическом, духовном смысле).
Ценность, значимость образования для общества может быть рассмотрена с разных оснований (измерений): технологических, экономических, политических, нравственных, научных и т. д.
Одним из важнейших измерений ценности образования выступает технология – уровень развития средств производства, техники в обществе. Уже говорилось о high tech, это как бы высший технологический уровень общественного производства, к которому необходимо стремиться. Но ведь есть еще и другие – промышленные, сельскохозяйственные и иные традиционные – технологии воздействия людей на предметы труда для получения высококачественных продуктов производства. Знание и развитие всех этих технологий невозможно без качественного инженерного образования. Ценность этого образования для развития общества неоспорима. Однако сейчас в России, например, мы сталкиваемся с ситуацией, когда престиж этого образования, а соответственно и его ценность, у молодежи в значительной степени снижены. данное обстоятельство объясняется многими причинами, но прежде всего условиями и состоянием функционирования отечественной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и т. п.
Совершенствование экономики, хозяйствования людей в связи с отношениями их к собственности, способам и размерам распределения, обмена, потребления также не может быть осуществлено без образования. Можно иметь высокопроизводительную технику, богатые природные ресурсы, но при неумелом выстраивании экономических отношений, управлении экономикой (распределение трудовых ресурсов, денежных масс, расчет прибыли, издержек), то есть без подготовленных людей в этой области, успешное и стабильное развитие общества невозможно. Развитие рыночных отношений в России способствовало появлению и росту большого числа банковских учреждений, страховых, торговых, юридических компаний. Все это, естественно, стимулировало подготовку специалистов в области финансов, маркетинга, бухгалтерского учета, управления, экономистов и юристов. Таким образом, ценность данного вида образования определена условиями развития сферы экономики, финансов, правовых отношений. И мы видим, как общественная ценность этого вида образования совпадает с ценностью данного образования в глазах многих молодых людей. Сегодня статистика уже констатирует перепроизводство подготовки людей по экономическим и юридическим специальностям.
Образование – один из существенных факторов стратификации в обществе. Оно как создает различия между людьми, так и наоборот – снимает, нивелирует их. Известно, что с помощью образования человек может обрести или повысить свой общественный статус, поскольку наличие образования определенного уровня позволяет найти ему высокооплачиваемую работу, способствует его профессиональному росту.
Образование, его уровень и качество, – один из важнейших факторов привлекательности, имиджа страны. Ведь государство, в котором существует развитая система образования и обеспечивается высокий уровень профессиональной подготовки людей, неизбежно привлекает внимание молодежи разных стран, стремящейся определиться с местом учебы. Все это создает развитый рынок образовательных услуг, который является показателем престижа государства в мире. Государство, предоставляющее образовательные услуги молодежи других стран, неизбежно оказывает влияние на формирование политической и интеллектуальной элиты этих стран. Кроме этого, конечно, политическое измерение ценности образования заключается также в ответной поддержке существующей власти не только со стороны учащейся молодежи, но и большинства граждан страны (если государство заботится о национальной системе образования и многое делает для его развития и процветания).
Образование способствует овладению духовными ценностями, и в этом смысле оно имеет огромное культурно-историческое значение. Только через образование осуществляются преемственность и связь эпох и поколений, происходит социальное наследование ценностей культуры. А это значит, что благодаря образованию в сознание людей вносится стабильность, формируется их гражданская идентичность.
Значение образования для общества определяется и психологически. Людям, получающим образование в вузе, свойственно ощущение своей востребованности, нужности, полезности для других людей, они проникаются уверенностью в незыблемости традиций культуры своего народа, у них сохраняется вера в авторитеты.
Утверждая, признавая ценность образования для общества, естественно, нельзя преуменьшать его значение для каждого отдельного человека. Правда, конечно, надо всегда иметь в виду, что основой формирования ценностей каждого отдельного человека выступают ценности общества, которые воспринимаются и усваиваются (или отвергаются) индивидуально. Индивидуальные ценности эмпирически очевидны. Они являются условием существования и развития всякого индивида, ориентацией той или иной его деятельности. Это означает также, что и мотивация той или иной деятельности человека исходит не столько из абстрактных социальных ценностей, сколько из его личностных устремлений, эмпирических личностных оценок объектов действительности. Образование соответственно является такой эмпирической базовой ценностью для каждого индивида, поскольку оно становится для него не просто значимым, но и необходимым для существования в современном обществе. Ведь ценность определяется значимостью явлений и предметов действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям человека. Именно поэтому образование для индивида сейчас – это терминальная ценность, поскольку является его целью, которой он руководствуется в своей жизни в соответствии с потребностями: знать, уметь, соответствовать, быть способным. Кстати, именно эти цели занимают ведущее место в мотивации образовательной деятельности человека, и именно они становятся регуляторами его отношения, например, к учебе. Одновременно образование выступает и инструментальной ценностью, ибо становится также еще и средством достижения самых разных промежуточных целей в жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностями, например достижения благополучия, карьеры, статусного положения в обществе. Иначе говоря, образование сегодня для очень многих людей осознанно или интуитивно становится ценностью: целью или средством, а порой даже и нормой жизнедеятельности. Конечно, образование является скорее нор- мой рамочного действия, которая допускает разные формы отношения к нему людей в зависимости от тех или иных конкретных условий его получения.
Таким образом, ценности образования – это не только цели и средства жизнедеятельности людей, но еще и их выбор, и оценка как своих поступков, так и действий и событий людей из их окружения. Эти ценности образования тоже можно вывести из потребностей людей, например из потребности выживания, благосостояния своей группы, согласованного поведения и действий в социуме.
Каждому типу ценности образования (цели или средству) соответствует свой мотив. Так, мотивами стремления человека к тем или иным конкретным образовательным целям или средствам могут быть:
– саморегуляция (стремление быть свободным, независимым побуждает человека делать автономный выбор, стремиться к творчеству в познании, действиях);
– безопасность (стремление к стабильности существования, снятию неопределенности ситуаций);
– универсализм (понимание, что потребность в красоте, гармонии, справедливости, толерантности достигается через образование);
– достижение (осознание, что успех в чем бы то ни было, получение социального одобрения во многом определяются уровнем образованности людей);
– власть (получение пропуска в так называемые коридоры власти и управления, равно как сам процесс осуществления власти зависит от образования);
– благосклонность (стремление к добру, к уважительным взаимоотношениям с другими людьми определяется образованием).
Правда, конечно, следует иметь в виду, что может иметь место противоречие мотивации и цели (то есть несоответствие внешнего и внутреннего при переводе внешнего во внутреннее). Такое противоречие существует практически в любом виде деятельности. В зависимости от формы реализации и разрешения этого противоречия можно различать деятельность как принуждение, несвободу и деятельность, где имеет место свободный выбор самого человека. Естественно, если обучение студенту навязывается и не переводится им во внутренний мотив действия, то обычно и идет оно трудно, с усилием, нежеланием. И наоборот – всякая свободная деятельность, наполненная радостью, желанием, как правило, идет легко и непринужденно. Поэтому там, где доминируют внутренние для человека цели (точнее, цели мотивированы изнутри) деятельности, а внешние цели выступают подчиненными, реализуется свободная деятельность. Если же ведущую роль в процессе деятельности играют внешние для человека цели (то есть эти цели им не мотивированы, ибо внутренние побуждения отсутствуют или играют подчиненную внешним обстоятельствам роль), реализуется несвободная деятельность, возникают всякого рода сложности и нежелание плодотворно и последовательно действовать.
В прошлом (даже еще практически на протяжении всего XX в.) можно было говорить о различии ценностей как целей образования среди различных социальных групп людей (можно было видеть такие группы и их различное отношение к образованию: интеллигенция, работники промышленных, сельскохозяйственных предприятий и сферы обслуживания). Сейчас, в условиях информационного общества, таких различий групп в отношении образования и его ценности практически не замечается. Поэтому можно сказать, что, по существу, различия в отношениях к образованию как цели обусловливаются в основном личностными особенностями индивидов, а не какими-либо условиями бытия социальной группы, членами которой они являются. Объясняется это во многом тем, что система ценностей общества строится сейчас в основном на рыночных принципах и психологии утилитаризма. Именно они определяют современные меркантильные установки большинства людей, которые, согласно Э. Фромму, направлены не на бытие, а на обладание. Культивирование и распространение психологии утилитаризма способствуют размыванию групповых идентификаций в отношении ведущих ценностей общественного развития, таких, например, как образование, и ведет к деперсонализации взаимоотношений людей друг с другом. Хотя, конечно, рыночные отношения, их дальнейшее развитие эту тенденцию, наверное, сломают. Ценность качественного образования как цели, если только оно станет всецело коммерческой услугой, даст преимущество в реализации этой цели тем, кто имеет наилучшие стартовые возможности (деньги богатых родителей, элитные учебные заведения).
Конечно, образование – это социальный институт, и общество, рассматривающее образование как ценность для своего дальнейшего развития, должно будет обязательно решать эту проблему. Как известно, Э. Дюркгейм считал институтами «все устоявшиеся, типичные отношения в обществе». Образование и является таким устоявшимся общественным институтом, и, естественно, ни одно государство в современном его виде этот институт никогда не выпустит из своих рук, всегда будет его контролировать. Однако вопрос в том, как государство, гражданское общество будут его развивать и контролировать. Это очень интересный вопрос.
Во-первых, образование неспособно к поступательному развитию в отсутствие стратегической перспективы (здесь аналогия с кораблем, плывущим без руля и без ветрил). Именно поэтому повсюду в мире активизировались обсуждения образовательной политики будущего. Прежде всего идет поиск парадигмы образования, которая могла бы объединить общество. В мировой и отечественной практике на протяжении веков складывались и разрабатывались различные парадигмы образования:
– знаниевая – ориентация на универсальные знания;
– культурологическая – ориентация на освоение ценностей культуры, духовные, нравственные ценности развития людей;
– социетарная – ориентация в образовании на потребности государства, общества;
– технократическая – ориентация образования на прикладные задачи и технологии практической деятельности;
– гуманистическая – ориентация образования на развитие каждой отдельной личности.
Современная школа в содержании образования в основном исходит из приоритета пользы определенного знания для каждого отдельного человека. А поэтому современная западная школа (да и наша тоже) в содержании обучения идет по утилитарному пути. Собственно, данное обстоятельство прослеживается и в образовательных реформах практически всех стран:
– вытеснение или сокращение объема фундаментальных теоретических учебных курсов, общегуманитарного знания, направленного на формирование личностного, критического подхода к знанию и жизни в целом;
– наполнение учебных программ преимущественно утилитарным содержанием, с одной стороны, и таким отношением к культуре, в котором превалирует консервативный ценностный подход к знаниям и поведению, – с другой. Это связано прежде всего с тем, что образование требует все больших финансовых затрат и, конечно, не каждое государство может осилить постоянно растущие расходы такого рода. Но дело не только и не столько в финансовой стороне дела. Хотя, несомненно, государство должно оказывать всестороннюю материальную помощь учебным заведениям в строительстве и ремонте общежитий, спортивных сооружений, оборудовании кабинетов, комплектации библиотек. Необходим не мелочный и жесткий бюрократический контроль над всем и вся в осуществлении образовательной деятельности, а требуется реальная забота государства, которая должна быть направлена на усиление автономии деятельности самого образовательного учреждения. Для этого следует ответственность за содержание, организацию и качество ведения учебного и воспитательного процессов полностью возложить на сами учебные заведения. Соответственно это означает, что и всю ответственность за качество подготовки выпускника, уровень его образования (образованности), тоже несет школа – средняя и высшая.
Сегодня значение (ценность) приобретают не столько процесс и способ получения образования, сколько объем, степень, уровень полученного, имеющегося образования, его качество у человека, группы или общества. В этом смысле интересно поразмышлять о том, чем и как можно измерять (оценивать) образованность людей.
Степень, уровень полученного образования предлагается ныне оценивать в компетенциях. Именно такой подход лежит в основе развития образования, принятого Болонскими соглашениями. Компетенция – это определенная способность человека применить имеющиеся у него знания, умения и навыки в своей деятельности в той или иной конкретной предметной области. Любая компетенция, равно как и их взаимосвязанная совокупность у человека, – это системная характеристика его компетентности: теоретических и практических способностей (знаний, умений, навыков) решать поставленные задачи. Это означает, что и сам характер компетентности людей может оцениваться на основе решения ими теоретических и практических задач, реализуемых в когнитивных, лингвистических, технологических и прочих инструментальных способностях знаний, умений и навыков воспринимать, понимать и преобразовывать действительность. То же можно сказать об оценивании и учебного процесса: освоении общих и специальных учебных курсов, проведении самостоятельной научно-исследовательской работы, прохождении различных видов практики и т. д. Здесь также следует исходить из приобретенных способностей – умения учиться и решать учебные задачи. В этом смысле и сам процесс освоения компетенций учащимися является не только целью собственно процесса обучения, но и мерилом результативности и успешности образовательной деятельности.
В условиях глобализации общественных процессов различных стран и народов повышаются требования к профессионализму работников, занятых в самых разных сферах системы общественного производства. Современный работник-специалист должен обладать всесторонними и глубокими общими и специальными знаниями, высоким уровнем профессиональной квалификации. Он должен уметь быстро осваивать новые технологии и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Не меньшее значение в оценке компетентности современного работника-специалиста имеют и такие социально значимые его качества, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и многие другие, способствующие повышению его конкурентоспособности на рынке труда. Нравственные, гражданские и другие указанные качества важны при формировании личностных компетенций не только в профессиональном образовании. Эти компетенции (особенно способность к самообразованию, саморазвитию и самостоятельному освоению знаний) необходимо формировать уже в основной школе. Все это означает, что и в основной школе, и в профессиональной высшей школе необходимо активизировать деятельность по воспитанию учащихся. Следует перестать смотреть на образование только как на процесс передачи и накопления знаний.
Ценность образования – в формировании прежде всего личности человека, обладающего компетенциями (способностями активно, со знанием дела выполнять профессиональные, гражданские и иные общественные обязанности).
Естественно, образованность не может быть одинаковой для всех или застывшей навсегда, постоянной величиной. Однако каждый человек сегодня должен иметь обязательный минимум образования.
Говоря о минимуме образованности, следует иметь в виду, что практически во всех странах мира существуют свои пределы всеобщего (обязательного) обучения, или всеобуча. Общество, государство стремятся закрепить рамки всеобуча законодательно. Однако, конечно, не всегда и не везде закон о всеобщем минимуме обучения исполняется. Вот почему почти в любом обществе можно встретить неграмотных людей (не умеющих бегло читать, писать, производить элементарные арифметические действия), представление о мире которых поражает своим невежеством. Понятно, что о таких людях вряд ли можно сказать, что они имеют даже минимальный уровень образованности. Все-таки, наверное, к людям с минимумом образованности следует относить тех, которые имеют минимальный уровень общественно необходимого обязательного образования (знаний и общей культуры).
Данный минимум определяется границей наличия некоторых весьма схематичных и приблизительных знаний, умений и навыков на уровне восприятия и общих представлений явлений действительности, с тем чтобы:
– получить хотя бы неквалифицированную (физическую) работу и выполнять ее;
– идентифицировать себя с определенным социальным слоем (стратой, сословием, классом) и иметь возможность осуществлять коммуникацию, сохраняя личностную определенность и самостоятельность;
– осуществлять жизнедеятельность в своей нише (иметь представления о гигиенических, психологических, технических, экономических, правовых и прочих аспектах существования в ней) и сохранять личностную безопасность.
Понятно, что граница минимума образованности подвижна. Сегодня мы говорим о ней как об обязательном минимальном уровне образования. Однако, согласно Э. Тоффлеру, в будущем неграмотным человеком уже назовут не того, кто, допустим, не умеет читать, а того, кто не может или не умеет учиться.
Конечно, минимум образования позволяет человеку занять лишь самую низшую ступеньку в структуре общества. Поэтому необходим более высокий уровень образования (образованности). Соответственно понятие максимума образованности – это не предельный уровень, который невозможно установить, а низшая граница образованности, с которой можно вести отсчет верхнего уровня.
Максимум образованности человека нередко связывают с его профессиональными компетенциями, высокой квалификацией и значительным опытом практической работы. Все это позволяет специалисту такого уровня выполнять иногда функции эксперта в некоторой узкоспециальной деятельности. Кажется, что человек виртуозно владеет знанием не только этой сферы, он знает все. Однако как здесь не вспомнить известное рассуждение К. Маркса о профессиональном кретинизме. Действительно, если человек долго занимается исключительно каким-то одним видом деятельности, он часто достигает в нем определенного мастерства. Но если только он выходит за рамки этой специализированной деятельности, он часто столь же ограничен, как и любой непрофессионал. Именно поэтому максимальный уровень образованности должен включать помимо глубоких специальных знаний по своей профессии (специальности) одновременно еще и:
– широкую эрудицию в области гуманитарного и естественнонаучного знания;
– интегративный взгляд на мир, выраженный в целостном и последовательном мировоззрении;
– разносторонние знания информационных технологий;
– знание иностранных языков;
– обладание знанием о знаниях и способах их приумножения;
– знание различных практик жизни и способность оценить значение различных видов практической деятельности, чтобы осуществить оптимальный выбор в пользу комфортного существования и личностного роста.
На максимальном уровне образованности людей различные компетенции: профессиональные, личностные, социальные и др. – обретают статус общезначимых ценностей, и эти ценности становятся основой их самосознания и самоконтроля.
Таким образом, в современных условиях движения к информационному обществу, или, как часто говорят, к обществу знания, ценностью (потребностью и целью) людей становится образование. Процесс получения образования человеком – формирование различных его компетенций. С формированием компетенций можно говорить об образованности – уровне и степени компетентности человека. Именно компетентность как совокупность способностей творчески осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности и лежит в основе ценности современного образования.
[1] См.: Гегель, Г. В. Ф. Философская пропедевтика / Г. В. Ф. Гегель // Работы разных лет: в 2 т. – М., 1973. – т. 2.