«Какой станет в будущем наша человеческая цивилизация, и кто в ответе за ее будущее?» Об этом размышляли и спорили участники IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». Думается, что тема конгресса выбрана удачно. Она вполне соответствует самому духу философии как универсальному учению о мире.
А сегодня для всех очевидно, что этот мир находится на каком-то переломе, на важной развилке, и от выбора дальнейших путей зависит очень многое. Недаром же проблемы глобалистики с каждым годом привлекают внимание все большего числа ученых. Пред-угадать хоть в какой-то мере будущее – значит иметь возможность повлиять на него. Фактически завтра выиграет тот, кто окажется лучшим футурологом.
Но едва начинают высказываться о будущем, неожиданно оказывается, что различий во мнениях здесь еще больше, чем при оценке прошлого и настоящего. «Что такое будущее, это каждый понимал по-своему», – так, перефразируя писателя, можно было бы определить разнообразие мнений на конгрессе. Полярными оказались и представления о завтрашнем дне России. Оптимисты оказались в меньшинстве. Гораздо больше было пессимистов, настроение которых можно было бы выразить словами Лермонтова: «Настанет год, России черный год…». Подобный пессимизм, конечно, удручает. Ведь тот, кто потерял веру, проиграл заранее. К счастью, нашлось немало людей, настроение которых можно было бы выразить примерно так: «Ситуация в России трудная. Но тем не менее она имеет неплохой шанс найти свое место в новом глобализирующемся мире. И этим шансом надо непременно воспользоваться. А наша задача – постоянно обращать внимание на имеющиеся возможности».
Многие участники справедливо сетовали на то, что те, кто держат в своих руках реальные рычаги влияния на современную ситуацию, мало прислушиваются к философам. Да, глухота свойственна власти. И все же, чем больше и настойчивее мы будем повторять некоторые вещи, тем больше вероятности, что их, наконец, воспримут. Капля камень точит. Раньше или позже, но верное и мудрое слово услышат. В любом случае, «вначале было Слово…». Поэтому надо честно делать свое дело, а дело наше – размышлять, анализировать и искать наилучшую форму выражения нашей рефлексии.
В целом, уровень проведения конгресса можно признать хорошим. Но, конечно, без недостатков не обошлось. К числу наиболее важных из них, на мой взгляд, нужно отнести отсутствие расписания выступлений по секциям. Это создавало большие неудобства для участников по планированию своего времени, возможности посетить другие секции. Также явно не хватало технических средств.
А в общем, это было солидное и интересное мероприятие. Количество его участников поражает. Более двух тысяч человек зарегистрировались уже в первый день. И только один этот факт с несомненностью доказывает, что Россия является одной из ведущих философских держав мира. Но дело, разумеется, не только в количестве участников, а и в их интересе к проблемам, сопричастности к судьбам мира, глубине и широте обсуждаемых проблем. А накал интереса и страстности был высоким. На нашей секции «Философские вопросы глобалистики», например, если бы председательствующий не ограничивал регламентом выступающих и не прерывал споры, горячие дискуссии шли бы беспрерывно.
Нынешний конгресс совпал и с другим выдающимся событием нашей философии – 250-летним юбилеем МГУ и соответственно такой же датой существования философского факультета в нем. Уже третье столетие в России философия идет непростым путем. Остается тернистым он и сегодня. Не успели мы оправиться от кризиса, вызванного крушением марксисткой идеологии, как возникли болезненные проблемы, связанные с необходимостью менять программы по философии. И все же, несмотря на все трудности, создается впечатление, что в настоящий момент философская мысль в ряде направлений переживает заметный подъем.