Философы провели свой очередной съезд. Как участник съезда хочу поделиться своими первыми впечатлениями. Не буду касаться организационной стороны. Это особый разговор. Но не могу не коснуться содержательной стороны съезда. Я разочарован. Нет никакого движения мысли вперед. Слов много, а мыслей нет. Невольно вспоминается Пушкин. Он писал, что есть такая бессмыслица, которая происходит от недостатка чувств и мыслей. Но этот недостаток заменяется словами. Большинство наших философов волей-неволей заразились постмодернизмом, и поэтому у них, как у всех постмодернистов, мыслей нет, а слов много. Отсюда – словоблудие. Я руководил подсекцией по философии истории. Меня поразили безграмотные выступления многих участников. Люди просто перестали заниматься самообразованием. Выступающие даже не в состоянии были четко и ясно сформулировать свои позиции. Они иной раз несли такую ахинею, что если бы это происходило на экзаменах со студентами, то я бы всем им поставил двойки.
Мы получили возможность свободно излагать свои мысли. Но мы должны чувствовать свою научную ответственность за каждое письменное или устное слово.
Тема конгресса – «Философия и будущее цивилизации». Но ни один пленарный доклад не был посвящен будущему цивилизации. Это будущее фактически не рассматривалось и в тезисах участников конгресса. Зато обсуждались такие темы, как «Топология играющего тела в современности» или «Сущность и возможности развития лидерского габитуса». Нет анализа современного общества, переживающего не лучшие времена. Профессор В. В. Орлов из Перми попытался сказать об этом, но его согнали с трибуны. Создается впечатление, что наши философы живут на другой планете. Не могу не вспомнить в этой связи П. Л. Лаврова. В 1860 году он опубликовал работу «Три беседы о современном значении философии». В ней он показывает, что в Германии философия имеет большое теоретическое значение. Она проникла в беллетристику, поэзию и даже в обыденную жизнь. Во Франции философия приобрела колоссальное практическое значение. Она превратилась в своего рода знамя практической борьбы.
Выражаясь современным языком, в Германии и Франции философия была востребована обществом. В Германии эта востребованность имела теоретический характер, а во Франции – практический.
Что касается России, то, по мнению П. Л. Лаврова, у нас философия не имела ни практического, ни теоретического значения. Она не востребована обществом. Поэтому есть сторонники разных западных философов, но нет философских школ и направлений. Зато каждый провозглашает себя создателем какой-то своей философии и категорически отвергает чужие мысли и идеи. Но с его смертью умирает и его философия. Грустно. Очень грустно.
И все же хорошо, что время от времени собираются съезды и конференции. Философы получают возможность встретиться со своими знакомыми и друзьями, обменяться мнениями и т. д. и т. п. Поэтому хочу выразить признательность руководству философского общества за организацию этих мероприятий.