Кишлакова Н. М., Махаматов Т. М. Междисциплинарный круглый стол: «Финансовый кризис. Начало или конец? Философская рефлексия»


скачать скачать Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(58)/2010 - подписаться на статьи журнала

Разразившийся в 2009 г. мировой финансовый кризис не остается вне внимания российских философов. Философские основания, мировоззренческие и морально-этические аспекты глобального финансового кризиса были в центре обсуждения междисциплинарного круглого стола, организованного кафедрой философии Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации 26 ноября 2009 г. В его работе приняли участие ведущие ученые академии, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО(У), МГЮА, Института философии РАН, Института экономики РАН, Института водных проблем РАН, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ответственные редакторы ряда философских и экономических журналов, аспиранты и студенты московских вузов.

Работу круглого стола открыла доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Финансовой академии М. А. Федотова. Она отметила, что на этом круглом столе присутствуют, по существу, представители всех гуманитарных наук, что свидетельствует о важности и междисциплинарности обсуждаемой темы. Именно в таких мероприятиях рождаются новые идеи, обнаруживаются недостатки, ограниченности тех или иных позиций.

В своем выступлении доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Финакадемии А. Н. Чумаков отметил, что на круглом столе будут обсуждаться два аспекта проблемы мирового финансового кризиса: финансово-экономический и философский. Философский взгляд на проблему не обязательно предполагает выработку конкретных решений, это скорее некий план, по которому работают представители конкретных дисциплин. Финансовый кризис является частным моментом. Философия использует глобальный подход. Нельзя решить частные вопросы, не касаясь общих. Финансовый кризис – частная проблема, ставшая глобальной, следовательно, сегодняшний кризис – часть единой системы, малейшее изменение в какой-то сфере приводит к разным глобальным проблемам. Мир становится целостной системой, подобной организму, но он не стал при этом управляемым – и это главная проблема.

По мнению А. Н. Чумакова, сегодняшний финансовый кризис –это начало всеобщего системного кризиса. И вопрос стоит об организации единого центра управления мировой системой как в социально-политическом, так и в финансово-экономическом аспектах.

Доктор экономических наук, профессор РАГС при Президенте РФ Х. А. Барлыбаев считает, что организация междисциплинарного круглого стола с ударением на философскую рефлексию о многом говорит. До сих пор не было философского обобщения финансового кризиса.

С точки зрения синергетического и диалектического подходов идет борьба двух начал, двух тенденций: человечество идет либо к вымиранию, либо к другой форме существования. В сфере управления современной денежно-капиталистической системы происходят аналогичные процессы. В современном обществе, как писал Маркс, деньги играют доминирующую роль, пока это будет продолжаться, невозможно будет решить проблему финансового кризиса.

Доктор философских наук, профессор МГУ, академик РАЕН И. А. Гобозов свое выступление посвятил мировому кризису и социальной ответственности философа. Он подчеркнул, что ответственность – это не только принятие решения, но и осмысливание процессов, происходящих в обществе. Платон никакой должности не занимал, но он чувствовал свою ответственность за то, что происходило в Афинах. То же самое касается французских, немецких и других философов ХVIII–ХIХ вв. И Гольбах, и Дидро, и Кант, и Гегель, и Маркс были ответственными философами.

Сегодня философы ни за что не хотят отвечать, то есть не хотят осмысливать то, что происходит в мире. Осмысление мирового кризиса требует объективного анализа всех сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и т. д. Механизм и причины экономических кризисов описал К. Маркс. Экономический кризис – это перепроизводство товаров. Сущность кризисов, описанная Марксом, сохранилась. Она связана с капиталистическим способом производства. Но структура кризисов претерпела существенные изменения. Прежде всего это связано с формированием единого экономического, политического и информационного пространства. В связи с кризисом философов должны интересовать проблемы, имеющие универсальный характер. И. А. Гобозов назвал такие проблемы: 1) общество потребления и кризис; 2) неравномерность экономического развития и взаимоотношения развитых и развивающихся стран; 3) экологические проблемы; 4) Россия и кризис; и ряд других. Но докладчик остановился лишь на двух проблемах: на проблеме общества потребления и проблеме «Россия и кризис».

Можно ли преодолеть кризис? В условиях капитализма преодоление кризиса носит временный характер, потому что кризис есть имманентная черта этого строя. Кризис окончательно можно преодолеть лишь при одном условии: надо вернуться от общества потребления к обществу производства. Но нынешние поколения к этому не готовы. Поэтому кризисы будут продолжаться еще долго. Не исключено, что эти кризисы могут вызвать мировой конфликт, что может привести к гибели мировой цивилизации.

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Финакадемии Т. М. Махаматов говорил о се годняшнем финансовом кризисе как о проверке человечества на гуманность, как о болезненном способе самоочищения современного человечества. В современной культуре уменьшается человечность, мы проходим проверку человечности. У бизнеса прагматичное мышление. Предприниматель думает не о людях, которым он служит своим бизнесом, а только о максимизации своей прибыли. Финансовая сфера существует сама по себе, реальная экономика, сфера материального производства – сама по себе. Но главный выход из нынешней ситуации – это развитие человечности, грамотности, рациональности, гуманности и усиление социальной ответственности бизнеса.

Заместитель директора по научной работе Центрального экономико-математического института РАН, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой «Системный анализ экономики» Финакадемии Г. Б. Клейнер в своем выступлении высказал мысль, что кризис – сродни болезни, «война всех против всех» и готовность к перелому. Антоним кризиса – гармония. Чего с чем – это вопрос, который необходимо исследовать. Неравновесие возникло между четырьмя типами систем: организациями, проектами и событиями, процессами распределения и средой. Кризис – это неравновесие между этими элементами, которые оказались очень зависимыми друг от друга.

По мнению доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин Московской школы экономики МГУ В. Б. Кувалдина, сегодняшний кризис – не финансовый и не экономический, а первый системный кризис. Финансовый кризис – всего лишь форма. В генезисе этого кризиса главную роль сыграла ближневосточная кампания США (неудачи в Ираке и Афганистане). Сравнение с кризисом начала XX в. неверное, так как у них разные основания. Глобализация – процесс создания глобального мира. В 80–90-е гг. XX в. глобальный мир управлялся с Запада. Кризис показал, что дальше система так развиваться не может. Грядут изменения, формируются новые механизмы управления, многополярный мир (G20). Коррекция будет происходить во всем мире. Крупнейшие экономики мира – Америка и Китай – не могут так развиваться дальше, чтобы избежать дальнейшего ухудшения.

В выступлении кандидата философских наук, профессора кафедры философии Финакадемии Н. М. Кишлаковой основное внимание было уделено материалистическому пониманию общественных процессов, в том числе и финансово-экономических кризисов. Борьба лишь за нравственность и человечность в бизнесе не решает противоречия в финансово-экономической сфере. Современный кризис есть результат функционирования экономической системы, базированной на принципах либерализма. В сущности, либерализм является современной формой неоанархизма. Обобществление в условиях глобализации объективно требует – в определенных границах – централизации экономической сферы, что проявляется сегодня в государственной поддержке банковско-финансовых институтов в западных странах.

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой микроэкономики Финакадемии Н. Н. Думная в своем выступлении согласилась с точкой зрения В. Б. Кувалдина о том, что до сих пор мир был достаточно жестко управляем, но сейчас положение изменилось. Мировая экономика является преимущественно рыночной системой. Она неустойчива, подвержена кризисам. Она распространена везде, но кто ею управляет? Вопросы управления связаны с вопросами рисков. Новые риски (и старые) связаны с рыночной системой и информационными технологиями: это сетевые, информационные, риски виртуализации, участия и неучастия, самоорганизации системы и др. Названные риски носят фундаментальный характер и неустранимы. Их можно только по-новому регулировать.

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МГИМО А. В. Шестопал говорил о секулярном и постсекулярном обществе. Истоки кризиса, по его мнению, – технологическая составляющая цивилизации. С 80-х гг. прошлого века появляется проблема кризиса рационализма. Новые технологии привели к истощению культурного уровня общества, наступил духовный кризис. Возникает вопрос: возможен ли диалог духовных и новых технологических ценностей? Возможен и необходим.

Доктор философских наук, профессор МГЮА А. Г. Пырин в своем выступлении «Философские основания мировых финансовых кризисов» отметил, что всегда после кризисов экономисты утверждают, что на этот раз все будет хорошо, поскольку «парадигма изменилась». Но финансовые явления носят цикличный характер, значит, они представляют собой закономерность, имеющую, как и всякий закон, философское основание. Для финансового дефолта таким основанием является закон пограничной пользы. Суть его состоит в том, что достижения человека растут в арифметической прогрессии, а затраты на их получение – в геометрической. Разнообразные затраты начинают значительно превышать тот результат, к которому стремился субъект. Такие перегрузки неизбежно ведут к «схлопыванию», к истощению ресурсов. Подобное можно проследить на примере мирового финансового кризиса, «сдутие пузыря» которого уже началось. Осознание закона пограничной пользы позволит предвидеть конфликтные ситуации и даст возможность научиться ими управлять.

Подводя итоги круглого стола, А. Н. Чумаков отметил актуальность философской рефлексии финансово-экономических проблем нашей эпохи и необходимость в дальнейшем таким междисциплинарным способом реагировать на актуальные общественно-исторические процессы современности.