Этика успеха в высоких профессиях: к формированию повестки дня


скачать Авторы: 
- Бакштановский В. И. - подписаться на статьи автора
- Богданова М. В. - подписаться на статьи автора
- Абилькенова В. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(83)/2017 - подписаться на статьи журнала

1. Характеристика современного общества как достижительного распространена достаточно широко. В ее основе – принятие в обществе идеи успеха, доминирование ценностных ориентаций на успех жизненный, деловой, профессиональный, отношение к потребности в достижении как нравственно значимой и т. д. При этом для достижительного общества атрибутивен выбор личностью ориентации на успех как акт морального выбора.

Но не слишком ли рискованно возвышать тему этики успеха до статуса самостоятельной темы современной исследовательской повестки дня в ситуации очевидного кризиса ценности успеха? В обстоятельствах столь масштабного и острого патоса (негативного этоса) достижительности, с одной стороны, в ситуации распространения «бегства от успеха» – с другой. Кризиса, породившего все чаще определяемую в качестве безысходной альтернативу: стремление к успеху любой ценой – «бегство от успеха» ради уклонения от гонки за ним любой ценой.

2. Уместно ли придерживаться диагноза ситуации как угасания в исследовательском сообществе интереса к ценности успеха? Об угасании ли вообще идет речь? Или скорее о том, как эта тема представляется, с каких позиций рефлексируется? Не подменяются ли мировоззренческие и нормативно-ценностные аспекты аспектами технологии, праксиологии, психологии успеха и т. п.? Слабое внимание в исследованиях феномена успеха к его этическому содержанию оставляет вне фокуса повестки дня усиливающуюся тенденцию трансформации смыслоценностного содержания ряда высоких профессий лишь к их функциональному назначению, понижения значимости моральной субъектности профессионала.

3. Включения в актуальную повестку дня требует исследование ряда диагностических характеристик современной нравственной ситуации: редуцирование высокой миссии, смыслоценностного содер­жа­ния ряда профессий к их функциональному назна­чению; кризисное понижение морального статуса профессионала в связи с его включением в работу в гос- и бизнес-организациях, с корпоративизацией этики; рискованное размывание ценностного мира высоких профессий в связи с агрессивным наступлением смежных видов деятельности, как это происходит, например, с журналистикой в ситуации активности PR, рекламы, пропаганды; умножение паллиативов профессиональной этики, например регламенты под маской моральных кодексов.

4. В формировании повестки дня исследования этики успеха в высоких профессиях представляется очевидно актуальной сосредоточенность, во-первых, на феномене морального риска ориентации на успех: культивирование такой ориентации может обернуться намеренной идеализацией «грязной практики», провоцированием торжества аморального поведения; во-вторых, на тенденции пренебрежения ориентацией на успех в практике профессий и умаления роли этой ориентации в нормативно-ценностных системах профессий; в-третьих, на предъявлении профессиям критериев успешности, разрушающих их миссию и нормативно-ценностные системы.

Так, например, в сфере университетской этики требования, предъявляемые к профессору трансформирующегося университета, задают критерии его успешности, которые порождают дилемму: либо быть успешным по корпоративным критериям университета, либо быть успешным по критериям профессии – быть честным перед Знанием.

Одним из ресурсов достижения целей трансформирующихся университетов является мобилизация возможностей, которыми располагают профессора. Требования, предъявляемые к профессору, выражаются преимущественно в количественных показателях: публикационной активности, участия в международных исследователь-ских проектах, результатах коммерциализации научной деятельности и т. п. Разумеется, публичное предъявление результатов исследований, совместные исследовате­льские проекты и т. п. образуют устоявшуюся систему символов в рамках данной профессии. Однако в современной ситуации эти символы становятся скорее техническими (важны количественные показатели), чем содержательными. А сочетание ориентаций на успешность по бюрократическим критериям, задаваемым профессору в такой ситуации, и в соответствии с ценностями профессии представляется маловероятным.