Необходимость и важность использования эволюционного подхода в науке была ясна В.И. Вернадскому в начале прошлого века, когда он отмечал, что ещё Бюффон «искал общий принцип, который бы позволил ему объяснить порядок природы и разнообразные сходства, какие наблюдаются между её объектами. Этот принцип Бюффон нашел в эволюционной идее, в известном генетическом соотношении, существующем между близкими по признакам животными или растительными видами, вообще между разными телами природы» . Однако, как замечает В.И. Вернадский, эти идеи стояли в стороне от метафизических систем, сложившихся в XVII – начале XVIII веков .
Несмотря на развитие эволюционной идеи Ч. Дарвином и его последователями, эволюционный подход до сих пор широко не используется не только в естествознании, но и в науке в целом. Лишь время от времени появляются эволюционные продолжения тех или иных научных дисциплин и приходится ждать довольно длительное время пока идея эволюции захватит очередную область научного поиска. Эта идея, можно сказать, как бы продолжая мысль В.И. Вернадского, всё ещё остается в стороне от многих проблем (и систем) науки и практической деятельности не только прошлых веков, но и современности. Однако появление глобальной проблематики заставляет обратить гораздо более пристальное внимание на эволюционный подход и, особенно на его применение к исследованию нашего общего будущего, появление и продолжение которого поставлено под угрозу. Представляется логичным ожидать, что рано или поздно на эволюционный путь переходит если не все, то многие области научного поиска. Хотя эволюционный подход время от времени захватывал те или иные научные дисциплины и междисциплинарные области исследований, сейчас стало ясно, что это медленное проникновение идеи эволюции в какие-либо научные исследования уже выглядит данью их стихийному развитию. В какой-то мере, такое положение было стимулировано тем, что официально внедрялся лишь исторический подход (он требовался при написании, например, диссертаций), который соседствовал с описательным подходом во многих областях и направлениях науки. Более того, эволюционный подход зачастую отождествляется с историческим подходом и это характерно даже для крупных ученых.
На наш взгляд, «эволюционная ситуация» в науке (и не только в науке) в целом должна кардинально поменяться. Вовсе не отвергая необходимость исторического подхода, мы считаем целесообразным, где это уже возможно, внедрение в научных исследованиях эволюционного подхода, который, как было показано , отличается от исторического, хотя вместе они составляют единый эволюционно-исторический подход. Это важно для дальнейшего не только понимания, но и использования его результатов в практической деятельности. Применяя эволюционный подход, можно узнать в каком направлении, например, прогрессивном или регрессивном происходит движение данного исследуемого объекта, что часто бывает не ясно при принятии практических решений и, как правило, связано с появлением негативных последствий.
К сожалению, эволюционный подход, особенно в форме «эволюционной экспертизы», практически нигде не используется, а ведь они могли бы показать, какое направление развития может стимулировать то или иное действие или решение на любом уровне. Особенно на государственном, а тем более – на глобальном уровнях, где принятое мировым сообществом решение вскоре отразится на судьбе всего человечества и поэтому все глобальные решения должны быть адекватно-опережающими, поскольку их последствия в особо важных случаях уже будет некому устранять. Размышление над этими проблемами и интуитивное осознание важности исследуемого эволюционного подхода привело авторов к пониманию важности эволюционных исследований для всего глобального направления науки, от которого сейчас зависит будущее человечества.
Общефилософская теория развития, начав реальное сближение с современной наукой, породила два основных варианта общенаучных концепций развития – в форме эволюционики (или эволюционистики ) и глобального (универсального) эволюционизма.
Здесь имеет смысл обратить внимание на различие концепций эволюционики (эволюционистики) и глобального эволюционизма, которые многие авторы не разделяют. Эволюционика (эволюцинистка) понимается как общая теория развития систем природы, общества и мышления, продолжая на общенаучном уровне философскую теорию развития, нередко даже с использованием средств математики, информатики и т.д. Глобальный же эволюционизм акцентирует внимание главным образом на процессе непрерывного прогрессивного развития во Вселенной, представляющего наибольший интерес для существования человечества среди всех эволюционных процессов в мироздании.
Глобальный эволюционизм и эволюционика, используя достижения всех наук, исследующих проблему развития, по сути дела, формируют междисциплинарно-общенаучную панораму видения развития и программу исследования развития (или дополняющие друг друга картины в рамках различных подходов). В соответствии с этим в глобальном эволюционизме идет поиск не всеобще-философских, а универсально-общенаучных законов, принципов и тенденций развития (универсалий), причем не всякого вида развития, а лишь тех из них, которые не прерываются, а существуют на протяжении всего темпорального срока существования Вселенной, начиная с Большого взрыва. Глобальный эволюционизм сейчас представляет совокупность идей, концепций, проблем и гипотез, рассматривающих один из основных эволюционных процессов во Вселенной – перманентную самоорганизацию материальных систем, в ходе которой идет последовательное прогрессивное развитие неорганической, органической природы и затем социальной ступени. Дальнейшее продолжение глобальной эволюции видится через саморазвитие этой последней ступени как её коэволюция с окружающей природной средой на планете и за её пределами.
Глобальный эволюционизм предполагает акцентирование внимания на выявлении направлений, тенденций и закономерностей только непрерывного прогрессивного развития всего сущего, доступного современной науке, которые носят инвариантный характер и могут претендовать на то, чтобы объяснить появление человечества и прогнозировать его дальнейшее взаимодействие с природой Земли и космоса. Этот тип эволюционизма стал играть важную роль парадигмального интегратора научного знания, активного проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска.
Современная общенаучная картина мира, в значительной степени представляющаяся более системной, чем в прошлом веке, стала также и более эволюционной, по крайней мере, для видимого - вещественного фрагмента Вселенной. Вместе с тем, эта картина содержит и принципиально не эволюционирующую часть в форме космологических представлений о темных фрагментах Вселенной и, прежде всего, о темной энергии, составляющей три четверти материального содержания мироздания. Темная материя имеет две формы – темную массу, или скрытое гравитирующее вещество, составляющее 22% плотности энергии Вселенной, и темную энергию (плотность энергии которой во всем мироздания составляет примерно 74%), а на обычное вещество приходится около 4%, в том числе на звезды – 1% . Мир темной энергии не подвержен эволюции, т.е. существует в покоящейся форме и самосохраняется каким-то неведомым «способом», по сути дела, кардинально отличным от эволюции вещественной части мироздания.
Темная часть Вселенной оказывается на самом деле основной, базовой составляющей всего материально-энергетического содержания Вселенной, в фундаменте которой покой и самосохранение явно превалируют над изменением и тем более – над эволюцией, которая характерна для видимой Вселенной. В мироздании доминирует составляющая, которая не изменяется и не эволюционирует (темная энергия), затем идет слабо изменяющаяся часть Вселенной (темная масса) и, наконец, наиболее изученный наукой эволюционирующий фрагмент в форме обычного видимого вещества. Такова своеобразная «пирамида» форм самосохранения и существования материи как основных фрагментов Вселенной с особыми, отличными друг от друга, способами самосохранения этих форм материи . Эволюционные процессы с этой точки зрения – наиболее редкие во Вселенной (а, возможно, и в Мультиверсе как совокупности множества параллельно существующих минивселенных – «локальных» вселенных). Наша Вселенная является открытой и положению о её открытости следует придать фундаментальный общенаучный характер: открытость Вселенной и процессы эволюционного усложнения, прогрессивная векторность глобальной эволюции имманентно связаны.
В глобальную эволюцию, по мнению авторов, вряд ли следует включать «темную» часть нашей Вселенной, имеет смысл ограничить эту эволюцию и любые другие эволюционные процессы во Вселенной лишь барионными формами материи, т.е. вещественной, светящейся ее частью. Это связано с тем, что «темная» часть Вселенной практически не эволюционирует в том смысле, какой современная наука придают понятию «эволюция» при изучении видимой части Вселенной. Ведь эти понятия предполагают, что соответствующим формам материи и их конкретным материальным образованиям присущи направленные изменения содержания системы, причем, как правило, необратимые (чтобы сохранить их энтропию). Однако мы не имеем научных данных об эволюционных эффектах таких изменений в «темной» части материи, хотя хочется предположить, что, они могут существовать, но в необычном и пока непонятном для нас виде.
Перманентно-прогрессивная направленность присуща только особой траектории, которую мы именуем супемагистралью и которая отражает основные результаты глобальной эволюции. Супермагистраль имеет два периода (и вместе с тем направления, рукава), которые выявил А.Д. Панов . Причем развертывание первого из них обязано влиянию тяготеющей темной массы, плотность которой упала и затем стали преобладать силы антигравитации темной энергии в нашей Вселенной. Первый рукав (направление), начиная от Большого Взрыва до образования звезд, характеризуется замедлением эволюции и он не требовал внешних источников энергии в пространственном смысле. Второй рукав (когда начинает доминировать антигравитация – около 7 млрд лет тому назад) характеризуется сложными нелинейными процессами, где важную роль играет открытость систем и где процесс саморазвития за счет этого ускоряется.
Именно на супермагистрали реализуются принципы, тенденции и закономерности перманентной самоорганизации, которые носят универсально-инвариантный характер и, благодаря им, можно понять и объяснить появление жизни и разумных существ. Главная прогрессивная ветвь развития (супермагистраль) во Вселенной представляет для науки в целом особое значение, поскольку для неё характерен «сохраняющий» (а для высших ступеней эволюции – безопасный) тип прогрессивного развития, когда, например, отдельные, выбранные по тем или иным обстоятельствам биологические или социальные системы в ходе эволюции сохраняются и продолжают свое существование через самоорганизацию после очередной бифуркации.
В эволюции как развитии в широком смысле слова происходят конфликты, кризисы, разрушения систем и т.д. Однако при выходе на супермагистраль происходит отбор, когда «способность к будущему» обретают лишь часть усложняющихся, обогащающих свое информационное содержание материальных систем (мы рассматриваем информацию как всеобщее свойство материи). Для глобально-эволюционных процессов характерен принцип преемственности, согласно которому накопленное эволюционирующей системой информационное содержание включается в новые более высокие структуры и тем самым «канализируется» эволюционная траектория.
Эволюционирующие системы на супермагистрали после всех предшествующих взаимодействий (в том числе и кризисно-конфликтных) переходят к коэволюционным взаимодействиям с другими из окружающих их материальных образований, составляющих среду существования. Этого «требует» странный аттрактор, позитивно влияющий на процесс самоорганизации эволюционирующей структуры: ведь некоэволюционные структуры после фазы бифуркации разрушаются. Коэволюционирующие и, тем самым, сохраняющиеся материальные структуры в весьма узком диапазоне (или «коридоре безопасности») получают возможность продолжать эволюционную «эстафету» на супермагистрали глобальной эволюции.
Важно осознать, что возможный переход к такому глобально-системному социоприродному процессу как устойчивое развитие в XXI веке может обеспечить выживание человечества и его неопределенно долгое нерегрессивное развитие в условиях сохранения окружающей природной среды. Это не просто продление на астрономическую перспективу социального и социоприродного развития, но и продолжение глобально-эволюционного ряда на упомянутой супермагистрали в форме планетарно-космической системы «общество-природа», причем не исключено, что не только в форме «человечество-природа». Начало этой социоприродной эволюции в «коридоре безопасности» начинается с перехода к устойчивому развитию, а его продолжение мыслится уже в форме коэволюции глобальной системы «общество-природа» на пути становления ноосферы вначале на планете – колыбели, а затем и за ее пределами.
Грандиозный вселенский процесс глобальной эволюции, начавшийся с Большого Взрыва, продолжился через космический этап этого развития, затем сконцентрировал свои инновационно-созидательные возможности на планетарном этапе (где возникает жизнь и разум) и развернулся уже в социокультурной и социоприродной форме планетарно-космического процесса с наиболее активным участием высшей пока ступени эволюции - человечества, приступившего к освоению Вселенной.