Влияние сибирской интеллигенции на развитие интереса жителей Иркутской губернии к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX в.


скачать Автор: Ткачев В. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №1(43)/2022 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2022.01.03

Ткачев Виталий Викторович, аспирант исторического факультета Иркутского государственного университета, кафедра истории России more

В исследовании рассматривается влияние сибирской интеллигенции на развитие интереса жителей Иркутской губернии к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX в. Подтверждается, что активная деятельность таких собирателей редких и ценных предметов, как А. П. Богословский, Р. С. Пророков, А. Н. Турунов, М. Я. Лейбович, в городах Иркутской губернии влияла на процесс формирования уникальных коллекций картин, рисунков, эскизов, скульптуры и книг. Общественные деятели участвовали также в организации общедоступных художественных мероприятий, где демонстрировались лучшие работы сибирских и западных мастеров. В Государственном архиве Иркутской области и архиве Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева выявлены учредительные и сопроводительные документы, отчеты и планы, афиши и объявления, источники периодической печати и письма, которые подтверждают участие коллекционеров в событиях. Работа позволяет на основе источников личного происхождения рассмотреть историю развития контактов между коллекционерами предметов искусства в Иркутской губернии, особенности проведения художественных мероприятий как международного, так и регионального уровня. В ходе исследования проанализирована историческая литература и исследованы выявленные материалы по теме.

Ключевые слова: история Сибири, Восточная Сибирь, городская культура, художественная жизнь, источники личного происхождения, коллекционирование.

 The Influence of the Siberian Intelligentsia on the Development of Interest of the Inhabitants of the Irkutsk Province in Objects of Art in the Second Half of the 19th – early 20th centuries 

Vitaliy V. Tkachev.

The study examines the influence of the Siberian intelligentsia on the development of the interests of the inhabitants of the Irkutsk province in art objects in the second half of the 19th – early 20th centuries. It is confirmed that the active work of such collectors of rare and valuable items as A. P. Bogoslovsky, R. S. Prorokov, A. N. Turunov, M. Ya. Leybovich influenced on process of forming collections of paintings, drawings, sketches, sculpture and books. Public figures also participated in the organization of public art events, where the best works of Siberian and Western masters were demonstrated. In the State Archives of the Irkutsk Region and the archives of the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev were uncovered founding and accompanying documents, reports and plans, posters and announcements, sources of periodicals, letters and correspondence, which confirm the participation of collectors in the events. The work allows to consider the history of contacts’ between art collectors in the Irkutsk province development, the features of holding art events, both international and regional levels on the basis of sources of personal origin. The paper analyzes the historical literature and examines the identified materials on the topic.

Keywords: history of Siberia, Eastern Siberia, urban culture, artistic life, sources of personal origin, collecting.


Введение

Важное место в понимании исторического прошлого занимают воспоминания деятелей культуры, коллекционеров и всех тех, чья жизнь была связана с искусством. Рукописные материалы сибирской интеллигенции позволяют детализировать картину того, что происходило в дореволюционный период в городах Иркутской губернии. Они раскрывают особенности участия городского сообщества в мероприятиях, на которых оно получало возможность познакомиться с редкими и уникальными предметами из частных собраний. Сибирская интеллигенция (художники, коллекционеры, ученые, учителя) интересовалась разными политическими, социальными, экономическими, культурными проблемами общества, предлагала способы их решения посредством активной научной, просветительской работы. Ее представители продвигали инициативы создания учебных заведений разного направления, в том числе художественных школ и мастерских; они также принимали участие в экспедициях по изучению территории Сибири, Монголии, Китая, а затем на основе полученных результатов выступали с лекциями перед жителями региона.

Во второй половине XIX – начале XX в. в Иркутской губернии активно проявляли себя люди творческих профессий, такие как А. П. Богословский, Р. С. Пророков, А. Н. Турунов, М. Я. Лейбович, которые поддерживали идеи создания общедоступных выставочных площадок. Взаимодействие их с разными представителями художественной интеллигенции из Москвы и Петербурга расширяло знания о том, как эффективно реализовывать проекты в регионе (включая не только идейную и творческую составляющую, но и вопросы их экономического планирования).

В изучаемый период происходил процесс приобщения горожан Иркутской губернии к отечественному и зарубежному искусству. Художники и коллекционеры поддерживали работу иркутских ученых и совместно с ними участвовали в создании выставочных пространств, где знакомили городское общество с живописными полотнами и другими ценными экспонатами.

Коллекционеры принимали участие в деятельности общественных организаций, которые проводили выставки, создавали новые учебные заведения по развитию искусства в регионе. Таким образом, можно определить цель исследования – на основе источников личного происхождения (писем и переписки) изучить влияние сибирской интеллигенции на развитие интереса жителей Иркутской губернии к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX в. В процессе решения этой задачи использовались фонды Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, был проведен анализ выявленных свидетельств о деятельности сибирской интеллигенции (коллекционеров, художников); изучены собрания предметов искусства, с которыми знакомились жители; предприняты усилия по восстановлению истории организации художественных мероприятий в регионе в обозначенный исторический период; определены трудности и особенности в процессе планирования и реализации выставочных проектов.

В статье проанализированы исторические источники из фондов Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (далее – ВСОИРГО) (ГАИО. Ф. 293), Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии (далее – ОРНОиНР) (ГАИО. Ф. 197), входящие в состав Государственного архива Иркутской области, а также личные дела художников, коллекционеров из собрания Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. В число анализируемых материалов были включены также имеющиеся в архивах сведения о А. П. Богословском, Р. С. Пророкове, А. Н. Турунове, М. Я. Лейбовиче, которые состояли в творческих и научных организациях Иркутска и как представители сибирской интеллигенции принимали участие в научных экспедициях и создании выставочных пространств Иркутской губернии во второй половине XIX – начале XX в.

Жизнь и деятельность А. П. Богословского, Р. С. Пророкова, А. Н. Турунова, М. Я. Лейбовича изучали многие сибирские исследователи. Так, в трудах В. Ф. Чиркова, Б. С. Шостаковича, Л. Н. Снытко, Т. П. Огородниковой и других восстановлена история формирования собраний предметов искусства в городах Иркутской губернии (см., например: Чирков 2014: 81–82); в работах П. Д. Муратова, Л. Н. Малкиной, Т. Г. Ларёвой и многих других представлены сюжеты, связанные с художественной жизнью Иркутска (Ларёва 2015: 48; Муратов 1974: 6; Копылов 1974: 12; Кошман 2008: 35). Изучению особенностей культурного взаимодействия между разными представителями городского общества посвящены работы В. П. Шахерова (2006: 15–20; 2013: 10; 2020).

Многие исследования по истории культуры городов Иркутской губернии и отдельных предметов искусства в музейных фондах актуальны и на настоящий момент, так как они дают направления для более глубокого изучения коллекций, которые формировались во второй половине XIX – начале XX в. В качестве примера можно привести работы А. Д. Фатьянова, посвященные изучению истории появления уникальных живописных полотен в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева (Фатьянов 1967: 12–13; 1995: 51–52).

Художественную жизнь Иркутска и Иркутской губернии в начале XX в. изучал и представил в своих работах Ю. П. Лыхин (Лыхин, Крючкова 2000: 122–126; Лыхин 2002: 35–38). Особенность его работ состоит в том, что впервые историком были опубликованы архивные документы о жизни и творчестве иркутских и западных мастеров, общественных организаций, как центральных (Москвы и Санкт-Петербурга), так и сибирских архивов. Особенности взаимоотношения государственной власти и общества в Иркутской губернии в XIX – начале ХХ в. представили в коллективной монографии иркутские историки (см., например: Дамешек 2019: 370). Сведения о художественных выставках во второй половине XIX – начале XX в. можно найти и в источниках региональной периодической печати: «Иркутские губернские ведомости», «Восточное обозрение» и «Сибирь» (см., например: Ткачев 2021).

Таким образом, историки, культурологи, исследователи музейных коллекций изучали жизнь и деятельность А. П. Богословского, Р. С. Пророкова, А. Н. Турунова, М. Я. Лейбовича, но многие аспекты, связанные с перемещением предметов искусства между разными владельцами коллекций, включение известных живописных полотен в состав экспозиций передвижных выставок во второй половине XIX – начале XX в., не исследованы в полной степени. В данной работе, используя новые источники, автор стремится восстановить историю формирования собраний предметов искусства в городах Иркутской губернии и создания выставочных пространств.

Значение деятельности сибирской интеллигенции в процессе развития интереса жителей Иркутской губернии к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX в.

Деятельность наиболее ярких представителей сибирской интеллигенции была направлена на развитие художественного пространства. Во второй половине XIX – начале XX в. интенсивно шел процесс приобщения городского общества Иркутской губернии к отечественному и зарубежному искусству. Важным условием в проведении любого художественного мероприятия становилось участие в нем специалистов, хорошо понимавших все особенности построения экспозиций, музейной работы. Научные труды историков, культурологов, музеологов были направлены на то, чтобы дать определенную оценку деятельности коллекционеров, исследователей, которые создавали выставочные пространства в Иркутской губернии. Данные работы подчеркивали активное участие отдельных представителей художественной интеллигенции в мероприятиях.

В сибирской историографии отмечается специфика развития городской среды в изучаемый период, состоящая в многообразии форм и методов приобщения жителей к предметам искусства, используемых творческими объединениями. Художники, коллекционеры поддерживали работу иркутских ученых и совместно с ними участвовали в создании выставочных пространств, где знакомили городское общество с живописными полотнами и другими ценными экспонатами. Исторические источники дают представление о том, как во второй половине XIX – начале XX в. развивались культурные связи, как проводились художественные мероприятия: выставки, лекции, экскурсии, как благодаря этому создавались благоприятные условия для формирования и развития художественной жизни региона (Романов 1993: 36; 1994: 45). В целом же современные исследователи в своих трудах подтверждают общий вывод о том, что во второй половине XIX – начале XX в. коллекционеры, искусствоведы, исследователи и организаторы художественного пространства Иркутской губернии самым активным образом участвовали в научной, просветительской деятельности ВСОИРГО и ОРНОиНР. Рассмотрим эту деятельность более подробно на примере трех персоналий: А. П. Богословского, Р. С. Пророкова и М. Я. Лейбовича.

Коллекционеры, исследователи и организаторы художественного пространства Иркутской губернии во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам рукописных фондов)

Алексей Петрович Богословский – инженер путей сообщения, художник, исследователь художественного пространства. А. П. Богословский активно занимался общественной работой, связал всю свою жизнь с искусством. Алексей Петрович участвовал в организации мероприятий ВСОИРГО, так как был его членом с 1894 г. Он активно проводил мероприятия как международного, так и регионального уровня; собирал исторические, этнографические материалы; изучал музейные коллекции; публиковал свои статьи в издании ВСОИРГО. Одним из направлений, которым занималось общество, являлось проведение художественных выставок как западных, так и сибирских мастеров. Многие предметы искусства можно было приобретать на таких мероприятиях. Лучшие работы передавались в музеи и частные галереи жителей Иркутской губернии. А. П. Богословский знал основные принципы работы с произведениями искусства: от логистики их перемещения по городам до включения в состав тематических экспозиций. Он занимался организационными (финансовыми, хозяйственными) вопросами при построении выставок. Также осуществлял деловую переписку с мастерами, когда происходил процесс создания программы будущего мероприятия. Алексей Петрович сталкивался и с определенными проблемами. Исторические источники сохранили данные свидетельства в фондах местных архивов (ГАИО. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 20).

С 1903 г. А. П. Богословский состоял членом и постоянно поддерживал деятельность ОРНОиНР, организовывал художественные мероприятия в Иркутске. Историю данного объединения стоит рассмотреть отдельно, так как Алексей Петрович во многих вопросах разбирался со знанием дела, предлагал решение возникающих проблем, с которыми сталкивалось это общество, созданное 6 июня 1900 г. и занимавшееся изучением состоянием дел в сфере образования, науки и просвещения. В этой деятельности принимали участие известные ученые, коллекционеры, художники, учителя и другие представители общественности. Благодаря взаимодействию горожан и членов ОРНОиНР возможно было определить интересы и предпочтения жителей в науке, искусстве, культуре, что направляло организацию на использование новых форм работы.

Работа ОРНОиНР по приобщению жителей Иркутской губернии к искусству развивалась по нескольким направлениям: проведение лекций, художественных выставок, концертов и спектаклей с демонстрацией живописных полотен, развитие художественного образования. Деятельность ОРНОиНР заключалась в изучении состояния сферы образования, культурной среды Иркутской губернии. Так, члены объединения принимали участие в экспедициях по всей территории региона. Они собирали информацию о том, как развиваются населенные пункты, где жители получают свое первое образование и т. д. По результатам обработки полученных данных обществом было предложено развивать просветительскую и образовательную среды. Одна из идей заключалась в проведении публичных лекций по искусству.

В рамках второго направления деятельности ОРНОиНР по приобщению иркутян к искусству организовывались концерты, спектакли, вечера, где демонстрировались живописные полотна сибирских мастеров. Сохранились записи о следующих мероприятиях:

«9 февраля 1901 г. состоится общедоступный для народа спектакль “Зачем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)” сочинения А. Н. Островского, “Дочь русского актера” водевиль в 1 действии с пением»;

«10 февраля 1901 г. состоится общедоступный для народа литературно-драматический вечер с танцами “Рассказ Мармеладова” (сцена из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”). “Ночной водевиль” из 1 действия соч. Стаховича. В заключение вечера – танцы»;

«14 ноября 1901 г. в зале Иркутской городской думы состоится общедоступное музыкальное утро»;

«21 декабря 1901 г. состоится спектакль “Светить, да не греть” драма в 5-ти действиях Н. Я. Соловьёва» и другие (ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 4. Л. 6).

ОРНОиНР постоянно поддерживало и развивало также художественное образование и просвещение. В отчете за 1900–1901 гг. сообщается, что новое учебное заведение (рисовальная школа) создается по инициативе общественности: «Желая придать большую прочность предприятию, они (Н. И. Верхотуров и М. А. Рутченко) обратились к обществу, чтобы школа была открыта от его (ОРНОиНР. – В. Т.) имени» (ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 10). Инициативу создания учебного заведения поддержал и А. П. Богословский.

Свидетельства об участии А. П. Богословского в организации художественных выставок в Иркутске можно посмотреть в источниках периодической печати. Данные свидетельства сохранили не только информацию о том, когда и в каком помещении прошли мероприятия с участием Алексея Петровича, но и то, как жители оценивали события. В таких заметках отмечались количество посетителей, возможность приобрести понравившиеся картины, перечислялись участники выставок с указанием городов, названия самых известных живописных полотен и другие интересные для исследователя факты. В газете «Восточное обозрение» от 1900 г. сообщается, например, что в зале Общественного собрания по Амурской улице состоялась художественная выставка имеющихся в Иркутске произведений искусства. Выставка была организована по инициативе А. П. Богословского и других членов кружка любителей живописи, образовавшегося при Обществе любителей музыки и литературы осенью 1899 г. Были показаны произведения русских и европейских мастеров: И. К. Айвазовского, М. М. Антокольского, А. Г. Варнека, А. И. Корзухина, К. Е. Маковского, С. Тончи, Л. Хофелиха, Р. Шульце, работавших в Восточной Сибири в 1870–1880-х гг. польских ссыльных С. Вронского и Ю. Беркмана, лейтенанта Ф. М. Белкина и др. Кроме того, на выставке были представлены работы местных художников и любителей: Н. И. Верхотурова, М. И. Зязина, А. И. Кузнецова, В. Г. и И. Г. Шешуновых. Выставка вызвала большой резонанс в городе и охотно посещалась публикой. Только за первые три дня на ней побывало более 550 человек. К выставке был издан каталог.

В 1902 г. газеты «Иркутские губернские ведомости» и «Восточное обозрение» писали о том, что в Общественном собрании проходила выставка картин и этюдов лейтенанта Ф. М. Белкина, одного из участников Байкальской гидрографической экспедиции 1896–1902 гг. под начальством Ф. К. Дриженко. На выставке было представлено 165 работ, распределенных по нескольким разделам. Самый большой из них был посвящен Байкалу – 72 картины. Северный Ледовитый океан изображали 34 работы, религиозные верования бурят-буддистов, Гусиноозерский дацан, праздник Цам – 20 работ, кавказское побережье Черного моря – 17, Онежское озеро – 14, Крым – 3 и разных этюдов – 5. Выставка была устроена иркутским благотворительным обществом «Утоли моя печали», в пользу которого пошел весь сбор с выставки. Главные хлопоты по устройству выставки взял на себя ее «заведующий», А. П. Богословский. Мероприятие вызвало большой интерес у иркутян и было продлено на неделю сверх первоначального срока. Картины продавались (ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 13. Л. 8).

Многие художественные мероприятия Иркутской губернии проводил известный собиратель предметов искусства и исследователь художественной жизни региона Руфин (Руфим) Самойлович Пророков (1858–1936), член распорядительного комитета ВСОИРГО, заведующий астрономической обсерваторией. С 1908 по 1917 г. он в течение десяти лет при музее данной научной организации устраивал художественные выставки, привлекая для участия в них не только местных профессиональных художников, но и любителей. В последующем приглашал на мероприятия мастеров и из других городов Сибири и даже столицы России. При этом некоторые выставляемые на мероприятиях произведения приобретал для своей личной коллекции. В его собрании были работы сибиряков В. Д. Вучичевича-Сибирского, Г. Гуркина, Н. В. Лодейщикова, П. Киселькова, И. Шешунова, а также этюды самого известного представителя русской художественной школы, создателя исторических полотен В. И. Сурикова. Под его руководством в Иркутске было проведено девять художественных выставок с 1909 по 1917 г. После кончины Р. С. Пророкова его вдова передала Иркутскому художественному музею им. В. П. Сукачева несколько картин из его коллекции, а также весь архив, связанный с организацией выставок, переписку с художниками, фотографии отдельных картин и экспозиции в музее ВСОИРГО, каталоги и списки экспонированных произведений с оценкой их стоимости для продажи.

Исторические источники сохранили подробности того, как Р. С. Пророков создавал выставочные пространства и поддерживал художников во всех начинаниях. Так, в одном из его заявлений в Распорядительный комитет ВСОИРГО по организации выставки в Иркутске от 10 марта 1919 г. сообщалось: «Несколько любителей-художников обратились ко мне с предложением выставить свои картины, писанные масляными и акварельными красками, в помещении музея на Пасхальные недели для обозрения их публичного, с тем, чтобы плату за вход посещения отправить в пользу отдела Географического общества и для покрытия необходимых местных расходов по организации этой выставки… Но из виду художественного имею честь просить Распорядительный комитет рассмотреть вопрос и в случае одобрения его возбудить ходатайство о разрешении хранить выставки» (Архив ИОХМ. Личное дело Р. С. Пророкова. Л. 2).

Сведения о работе Руфина Самойловича в Иркутске можно встретить в переписке А. Н. Турунова с сотрудниками Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Так, в одном письме к сотрудникам музея Анатолий Николаевич сообщал интересные сведения о сибирских художниках и о работах, которые выставлялись коллекционерами в Иркутске в начале XX в.: «Уважаемые товарищи! Ваш ответ на запрос о работах художника М. И. Пескова получил. Благодарен за сообщение сведения и обещание прислать фотоснимки с имеющихся у Вас двух художественных работ М. И. Пескова. Было бы интересно собрать в Вашем музее фотоснимки всех известных работ этого художника. Возможно, что в Иркутске можно найти и другие его работы. Я уже сообщал Вам, что на выставке “Старый Иркутск” (кажется в 1914 г.) экспонировались два портрета его работы… (из собрания Собакарёва). Возможно, что они и сейчас имеются в семье Собакарёвых. Жена Собакарёва урожденная Лаврентьева. Хорошо бы сфотографировать эти портреты. Собакарёвы жили где-то в районе улицы Желябова (б. Мало-Трапезниковая). На выставку “Старый Иркутск” приходила сестра М. И. Пескова и обещала дать сведения о художнике, но тогда никто не заинтересовался и даже не спросили ее адреса. Позднее в местной газете печатали вызов к работам М. И. Пескова, но никто на него уже не откликнулся» (Архив ИОХМ. Личное дело А. Н. Турунова. Л. 5). Историк сообщает также о том, что недавно в Иркутске умер Р. С. Пророков (1936 г.), который много лет заведовал астрономической обсерваторией. Он сохранил записи о сибирских художниках и о создании своих живописных полотен, так как принимал активное участие в устройстве художественных выставок и общался со многими мастерами в начале XX в.

Также художественные мероприятия проводил коллекционер Моисей Яковлевич Лейбович, сын иркутского купца, работавший в годы советской власти почтовым служащим. Известно, что он собрал редкие и уникальные книги, был поклонником изобразительного искусства. Ему удалось сохранить богатую книжную коллекцию, а картины были отданы на хранение в фонды Иркутской картинной галереи. В коллекции М. Я. Лейбовича находились произведения видных французских и итальянских живописцев второй половины XIX в. (Паллар, Прателла и др.) и рисунки русских мастеров: В. Борисова-Мусатова, М. Добужинского, Л. Пастернака, И. Репина, К. Сомова, а также художественные работы некоторых иркутских мастеров. В собрании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева находятся более тридцати картин и рисунков русских и иностранных художников, подаренные М. Я. Лейбовичем музею в 1921, 1925, 1928 и 1930 гг.

Заключение

Таким образом, активность сибирской интеллигенции, связанной своими жизненными интересами с искусством, влияла на развитие интереса жителей Иркутской губернии к предметам искусства, на формирование художественного пространства, развитие общественной инициативы во второй половине XIX – начале XX в., подпитывая деятельность разнообразных общественных, творческих и научных организаций. Коллекционеры постепенно собирали материалы, уникальные картины, эскизы, рисунки, скульптуру, книги, они изучали творчество и историю создания живописных полотен сибирскими и западными мастерами. Источники демонстрируют, что в процессе проведения художественных мероприятий в городах Иркутской губернии развивалась и общественная инициатива.

Экономические, культурные, политические изменения второй половины XIX – начала XX в. стали основой для создания общественных объединений и приобщения жителей региона к искусству. В этот период общество знакомилось с произведениями искусства отечественных и зарубежных мастеров, а в проведении художественных мероприятий стали принимать участие специалисты, коллекционеры, хорошо понимающие все особенности построения экспозиций, музейной работы.

Исследования в данном направлении должны продолжаться при активном использовании уникальных источников, выявленных в сибирских архивах на современном этапе развития исторической науки. Эти новые возможности расширяют знания о прошлом и помогают ответить на важные вопросы по истории формирования коллекций предметов искусства в городах Иркутской губернии во второй половине XIX – начале XX в.

Литература

Дамешек, Л. М. (науч. ред.). 2019. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX – начала XX веков: Коллективная монография. Иркутск: Оттиск. 612 с.

Копылов, А. Н. 1974. Очерки культурной жизни Сибири XVII – начала XIX в. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 252 с.

Кошман, Л. В. 2008. Город и городская жизнь XIX столетия. Социальные и культурные аспекты. М.: РОССПЭН. 446 с.

Ларёва, Т. Г. 2015. История изобразительного искусства Прибайкалья XX – начала XXI века. Иркутск: Принт Лайн. 616 с.

Лыхин, Ю. П. 2002. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: Тальцы. 336 с.

Лыхин, Ю. П., Крючкова, Т. А. 2000. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск: Тальцы. 408 с.

Муратов, П. Д. 1974. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР. 144 с.

Романов, Н. С.

1993. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во. 544 с.

1994. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во. 560 с.

Ткачев, В. В. 2021. Развитие взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки в начале XX в.: по материалам периодической печати. История и современность 3(41): 111–121. URL: https://www.doi.org/10.30884/iis/2021.03.04.

Фатьянов, А. Д.

1967. Судьба сокровищ. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во. 112 с.

1995. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во. 192 с.

Чирков, В. Ф. 2014. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Словарь-указатель: в 2 т. Тобольск: Возрождение Тобольска. 815 с.

Шахеров, В. П.

2006. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Приамурские ведомости. 176 с.

2013. Социокультурные процессы в городской среде Байкальской Сибири ХVIII – первой половины ХIХ в. Иркутск: Изд-во ИГУ. 256 с.

2020. Роль купечества в становлении художественной жизни городов Байкальской Сибири в конце XVIII–XIX вв. В: Сукачевские чтения – 2020. Материалы научной конференции. Вып. 17. Иркутск: ИОХМ им. В. П. Сукачева. С. 14–22.

Архивы

ГАИО – Государственный архив Иркутской области (Ф. 293, фонд Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества; Ф. 197, фонд Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии).

Архив ИОХМ – Архив Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева.