НООСФЕРА XXI ВЕКАВыпуск 2 |
Ноосфера, в которой мы живем, является основным результатом
моего понимания окружающей реальности
B.И. Вернадский, 1941 г.
От учения о ноосфере – к императивам ноосферной футурологии
На титульной странице электронного научного журнала «Ноосфера. Общество. Человек» опубликован фрагмент статьи «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система?» Его автор, профессор А.И. Субетто, доктор экономически и философских наук, последователь В.И. Вернадского, один из лидеров ноосферной научной школы России, своим подвижничеством ЗНАК ВОПРОСА (в названии фрагмента статьи) превращает в принципы УБЕЖДЕНИЯ граждан быть разумными в социоприродной реальности бытия. Он всесторонне и последовательно обосновывает фундаментальную и прикладную актуальность ноосферного подхода к решению глобальных проблем этносов человечества в биосфере Земли.
А.И. Субетто пишет: «Ноосфера – сложная категория. И главный ее смысл – это новое состояние Биосферы, в котором коллективный человеческий разум – общественный интеллект – становится силой гармонизации социоприродных ограничений, начинает управлять социоприродным развитием. Это означает, что человек из состояния «Разума-для-Себя» должен подняться на уровень «Разума-для-Земли, Биосферы, Космоса», на уровень Свободы-Ответственности, что означает только одно – свободу в творчестве и решении проблем, реализующуюся на базе ноосферных ценностей, духовности, нравственности, в которых человек, человечество несет ответственность не только за Будущее своих последующих поколений, но и Будущее всей Биосферы в целом».
Им обозначены научномировоззренчески ключевые, ценностно высшие, институционально приоритетные АЗЫ безопасного бытия Человека в Биосфере Природы. История развития цивилизаций, рост угроз, рисков, вызовов глобализации основам бытия поколений человечества на Земле, показывают, что ни институты церкви, ни система научных знаний, сами по себе, увы, не удерживают политиков от войн с себе подобными внутри единого Дома этносов человечества – внутри государств и между ними.
Более того, лидеры глобализации пытаются и науку, и религию превращать в орудие господства сильных над слабыми. Множественность религий дала повод С. Хантингтону мировоззренчески слепо и футурологически опрометчиво заявить о неизбежности конфликта цивилизаций, когда люди одной веры пытаются подавить всех остальных.
Это одна из причин постоянных войн людей со всем живым в нашей Общем Доме, «перечеркивающих» само право Человека называть самого себя разумным. Наука этносов человечества, научная мысль живших и живущих поколений многоголоса – их смыслы (слова, понятия, термины) имея греческие, арабские, латинские, французские, русские, английские, …иные «толкования», этически нейтральны и не удерживают от войн.
Эксперты ООН называют от 250 до 1500 этносов, исторически живущих в регионах планеты. В Организации Объединенных Наций имеют статус суверенных около 200 государств; на уровне ООН признаны официальными шесть наиболее распространенных языков: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский. В «котле» глобализации, прежде всего информационной сфере, из десятков национальных языков выдерживают конкуренцию единицы. Тотальная компъютеризация обернулась ловушками «вавилонского столпотворения» языков, когда ученые одних наук внутри страны не всегда понимают друг друга даже в поисках единой азбуки безопасности. Ведь перед народами глобальной эпохи кроме военной, есть угрозы экологической, экономической, демографической, идеологической, иной опасности.
Причина «вавилонского смешения» языков, понятий об основах бытия этносов человечества: люди, принадлежащие к одному роду (Homosapiens), имеющие общее название Человек разумный, принятое в естественных науках (биологии, медицине, антропологии, этнологии, педагогике, психологии, экологии и т.д.), не всегда находят общий язык оценки угроз опасности поколениям, позволяющий принимать упреждающие решения. Достаточно назвать экологический кризис, региональные ямы депопуляции, угрозы волн народам государств глобального финансово-экономического кризиса...
Угрозы «вавилонской сумятицы» смыслов в поиске научных методов решения общих проблем, адекватных глобальным вызовам человечеству, особенно очевидны, если на них смотреть с позиций учения В.И. Вернадского (1863 – 1945) о биосфере Земли, эволюции учения биосферы в ноосферу. В канун 150-летнего юбилея великого ученого интернет «загружается» полемикой «вавилонских эклектиков», играющих «словами» о ноосфере(сфера разума): «ноосфериты», «ноосферисты», «ноосфероиды» и т.п.
Это игра опасна: глобализация обострила те проблемы народов планеты, исследованию которых Вернадский, переживший две мировых войны, посвятил свою плодотворную творческую жизнь. Эмоции так захлестывают манипуляторов «ноосферы», что начинаешь думать – относят ли полемисты себя (?!) к социально роду-виду Homosapiens, чье название (Человек разумный) и стало корнем понятия сфера разума.
Чтобы снять спекуляции в толковании понятия НООСФЕРЫ обратимся к первоисточнику, то есть к биосферно-экологическому смыслу слова НООСФЕРА, предложенного Э. Леруа (1870 – 1954) в 1927 году. Думаю, отношение полемистов к толкованию смыслов НООСФЕРЫ выражает парадокс мировоззренческого и ценностного разночтения в массовом сознании понятий НАУКА общества и – НООСФЕРА (сфера разума) этносов человечества глобальной эпохи. Парадокс выражает различие понимания феномена коллективного интеллекта Человека разумного институционального (Homo sapiens institutius) в жизни общества. Коллективный разум, развитие интеллекта поколений человечества (сферу разума, мысли, мышления; сознание, живую науку, высший опыт ценностей жизни народов) Э. Леруа и назвал НООСФЕРОЙ:
«Если мы хотим включить Человека во всеобщую историю Жизни, не искажая его роли и не дезорганизуя ее, то совершенно необходимо поместить Человека на самом верху предшествующей пирамиды в положении, в котором он над ней господствует, но не вырывать его из нее; и это сводится к тому представлению, что биосфера животная последовательно продолжается в человеческой сфере, сфере разума, мысли, свободного и сознательного творчества, собственно мышления, короче: сфере сознания или н о о с ф е р е».
Обратим внимание: ноосфера – это состояние мысли, свободного, сознательного творчества Человека в биосфере животной; это качество мышления поколений этносов; это сфера сознания живущих, среда самоидентификации Человека в биоразнообразии планеты. С позиций современного уровня знаний глобальной эпохи ноосфера – это коллективный разум поколений Homo sapiens institutiusв биосфере Земли; это функция ноосферы поколений этносов в Большой истории Жизни Разума планеты.
Универсальное научное понятие поколений Homo sapiens institutius (совокупный Человек разумный институциональный в отечествах) выражает бытийную, онтологическую включенность социального вида Homo в институты общества (отечества народов), начиная с семьи, гражданства страны, образования, науки, культуры, власти и т.д.Глобализация показала:Человека, Личности, Гражданина нет «вне» среды жизнеустройства отечества в регионах биосферы Земли, как нет НАС и «вне» ноосферы поколений этносов человечества, проживающих в государствах планеты, сведенных в ХХ веке в структуры Организации Объединенных Наций.
Понятия Родной Дом (отечество), сфера разума, слова наука, сфера жизни этносов (биосфера) на планете, тем более сфера разума (ноосфера) на языках разных народов имеют разные толкования, Но все они выражают уровень накопления знаний поколений человечества о природном, поэтому незамещаемом Доме бытия в регионах Земли. По В.И. Вернадскому ноосфера – геологическая реальность коллективного разума народов планеты – явление свободного, сознательного, научно и граждански осознаваемого творчества Личностей в своем отечестве – среде жизни, мысли, деятельности тысяч и тысяч поколений планетарно единого человечества. Философ и математик Э. Леруа был хорошо знаком с естественнонаучными трудами В.И. Вернадского, со времен гражданской войны исследующего функции живого вещества. Леруа принимал участие в семинарах Вернадского в Сорбонне (Париж, 1922 –1925).
Вернадский писал Б.Л. Личкову (1938): «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, и в результате энергия, активная, биосферы увеличивается».
Все исследования В.И. Вернадского вели к его ноосферологическим выводам:
Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества (1911 г.);
Многие не принимают в расчет, что есть общность более могучая, чем государственность, – есть научное единство территории. Сохранение единого государства и национальное возрождение – не противоречат друг другу, если решаются научным путем (1917 г.);
Будущее и власть в нем, по-видимому, будет принадлежать людям науки (1931 г.);
Человечество – это глобальная геологическая сила;
Научная мысль – это планетное явление (1936 г.);
Наука есть природное явление – активное выражение геологического проявления человечества, превращающего биосферу в ноосферу. Она в обязательной для всех форме выражает реальное соотношение между человеческим живым веществом – совокупностью жизни людей – и окружающей природой, в первую очередь ноосферой.
Человек и его совокупность могут быть только мысленно из нее изъяты. Соотношение человек ноосфера неразделимо (1938);
Ноосфера, в которой мы живем, является основным результатом моего понимания окружающего (1941);
Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней;
Для меня ноосфера не мистика, не создание веры – а эмпирическое обобщение;
Демократия – это свобода мысли и свобода веры (1943 г.).
В телеграмме И. В. Сталину летом 1943 г. В. И. Вернадский писал: «Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой». В это время шла кровопролитная война народов СССР и государств планеты с коричневой чумой фашизма. Старейший в России академик (с 1906 г.), член Президиума Академии наук СССР спешил завершить «книгу жизни» «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», готовил фундаментальные предложения по послевоенному реформированию АН СССР. Надеясь на внимание политиков к его выводам, он отправил статью «Что и зачем нам нужно знать о ноосфере» в «Правду» - самую массовую официальную газету органов власти государства и руководителю СССР – Сталину. Статья была опубликована в малотиражном научном журнале как фрагмент «Несколько слов о ноосфере» (1944 г.).
Фундаментальные научные обобщения условий бытия этносов человечества в биосфере изложены в книгах, дневниках, выступлениях, письмах В.И. Вернадского. Он всегда был включен в злободневные, политически актуальные проблемы эпохи. Рост угроз, рисков, вызовов глобализации, выраженный демографическим переходом, угрозами депопуляции, показывает: для ответа на вопрос Что и зачем нам нужно знать о ноосфере, позволяющий онтологически адекватно, то есть упреждающе, учитывать риски бытия человечества в биосфере Земли, нужно ПОНИМАНИЕ АЗБУКИ НООСФЕРЫ – ЯЗЫКА БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ЖИЗНИ, МЫСЛИ, ДЕТЕЛЬНОСТИ поколений Человека, Личности, Гражданина (Homo sapiens institutius); ЯЗЫКА, выражающего разумность институтов наук, знаний, образования и управления государств XXI века.
Обобщая, подчеркнем: азбука ноосферы, выраженная ноононимом Homo sapiens (самоназыванием Человека – разумным) позволяет преодолевать парадокс несовпадения слов-понятий НАУКА общества и НООСФЕРА (сфера разума) поколений Человечества.
В реальной жизни азбука ноосферы нужна, чтобы ЗНАК ВОПРОСА в глобальном обобщении А.И. Субетто «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система?» превращать в императив онтологически разумных, футурологически упреждающих действий граждан в Общем Доме, на планете Земля.
Ноононимы (самоназвание, самоопределение, самоидентификация) Человека, Личности, Гражданина отечества глобальной эпохи, наполненные современным пониманием учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу, не только раскрывают, что и зачем нам, народам планеты, переживающей этноэкологический кризис, нужно знать о ноосфере, но и – чем ноосферологи отличаются от ноосферитов, ноосферистов, иных «-истов».
Глобальные процессы и структура ноосферы этносов человечества
Основанием называть ХХ век веком ноосферы академик В.И. Вернадский считал: 1) охват, заселение человечеством всего пространства биосферы Земли; 2) возрастание воздействия биогеохимической энергии живого вещества народов (культурной биогеохимической энергии) на все процессы планеты; 3) превращение человечества в глобальную геологическую силу, а научной мысли в планетное явление. По его оценкам, в XIX– начале ХХ вв. стал остро проявляться феномен свободной научной мысли, деятельности, выраженный «взрывом» научного творчества народов в разных отраслях естественнонаучного, технического, иных сфер знания. Уже в 20-х годах перспективы овладения ядерной энергией вызвали у В.И. Вернадского озабоченность – способны ли ученые, политики осознавать ответственность перед поколениями, чтобы использовать «открытые» и «покоряемые» силы природы во благо человечества, а не на разрушение.
Научно-мировоззренческие вопросы, нравственно-этические аспекты свободной творческой деятельности ученых всегда были на первом месте, их жизненное, онтологическое значение выявилась в Первую мировую войну, в классово-политических конфликтах гражданской войны, во время противостояния народов СССР и государств планеты угрозам «звериной» фашистской этики Сверх-Человека (Uber-Mensch).
Онтологическая (жизненная) неразделимость соотношения «человек ноосфера» выражается тем, что устойчивое воспроизводство социального вида Homo невозможно вне биосферы Земли – среды жизни, мысли, деятельности Homosapiensinstitutius (латинское название человека современного), то естьреально живущегоЧеловека, мыслящей Личности, Гражданина Отечества, разумных институтами знаний, наук, системы образования, способных учитывать ценности социоприродного бытия, опыт жизни прошлых и нынешних поколений. Глобализация показала: пренебрежение властью, субъектами общества основами знаний, наукой в жизнеустройстве народонаселения планеты обостряет угрозы выживания этносов, выраженные демографическим упадком.
Различие бытового, обыденного толкования слова Человек и научного, академического значения Homosapiens, Homosapiensinstitutius выражено тем, что в антропологии, биологии, медицине понятием Homosapiens называется социальный вид Человека в биоразнообразии природы (Homo), обладающий разумом, мышлением, сознанием, которое проявляется в уровне развития, реализации интеллекта Homosapiens.
В научном значении понятия Человек разумный (Homosapiens), тем более в уровне развития, реализации интеллекта обычно выделяют две ипостаси: обладающий разумом и – способностью к мышлению. Они определят его особое место и роль в природе видов биоразнообразия, населяющих жизненные ниши в регионах биосферы планеты Земля.
Но в социоприродной реальности жизни поколений отнесенность Индивидуумом, Личностью самих себя к роду Человека выражает не только способности каждого Homosapiens к мышлению, а показывает уровень принятия осмысленных (разумных) решений. В реальности Мы – не просто Индивидуум Человека разумного, а Человек мыслящий (способный мыслить, поэтому разумный!), то есть способный (Homosapienshabilis) осознаваемо действовать в природных и/или социальных условиях бытия. Это значит, что в социоприродной реальности жизни поколений Человек разумный современный – это сам себе антрополог, эколог-наблюдатель и субъект деятельности, обязанный осознаваемо воспринимать законы и природы (биосферы Земли) и общества, своего отечества – Малой и Большой Родины этносов в регионах планеты и всего человечества.
Эту истину «делают» очевидной для ученых-экологов, биологов, антропологов процессы глобализации – Человек не только заселил всю биосферу, а все более активно «вытесняет» иные виды биоразнообразия из их экологических ниш и даже разрушает общую среду жизни видов биоразнообразия и этносов самого человечества с планеты.
Философия глобализации: от этнонима этнологии – к ноонониму человечества
В понятии НОО+НОНИМ закрепляется, выражается признанное в естественных науках о Человеке (разумном, мыслящем виде биоразнообразия) самоопределение разумных начал Homosapiens, выраженных строением, развитием мозга, социальной функцией мысли, уровнем интеллекта в поколениях этносов и т.д. Homosapiens занял «господствующее» положение в биосфере Земли, ее регионах. И он несет экологические угрозы жизни видам биоразнообразия природы, своему отечеству – народам планеты, только потому, что во взаимодействии с экологической нишей природы ведет себя неадекватно собственному ноонониму – самонаименованию мыслящим, разумным.
Всеобщее планетарное значение понятия ноононим Homosapiensinstitutius выражает, что всякий этнос (поколения народов) в биосфере Земли – это совокупность социального вида Человека разумного в сообществах народов государств (отечества); разумный биологический вид в экологической пирамиде биосферы; мыслящий объект, субъект, фактор этнической истории, способный реализовывать осознанно и/или интуитивно (стихийно) свой статус в условиях регионов планеты, то есть в экосистемах этносов человечества в Африке, Евразии, Северной, Южной Америки (и пр.).
Ноо+нонимом (самоназванием разумный) Человек определяет свой ноосферный статус среди других видов биоразнообразия в экологических нишах регионов биосферы Земли, признавая способности, умение осознаваемо учитывать законы природы в законах жизнеустройства поколений Homosapiensinstitutiusотечества. В ноонониме Человека (вида биоразнообразия природы) нужно выделять естественно-исторический, онтологический (бытующий) и футурологический аспекты понимания ноосферных начал, статуса, миссии Человека в биосфере планеты (Космоса, Вселенной), особенности развития социоприродного феномена этносов человечества Здесь / Сейчас, учитывающие основы безопасности поколений в темпоральных циклах Вчера – Сегодня – Завтра.
Поэтому в условиях глобализации взаимодействия Человека, субъектов общества, институтов государств с природой от научно-мировоззренческого, онтологического и ценностного понимания статусно-функционального (биосферно-экологического) единства ноосферной природы, ноостатуса, ноомиссии Человека разумного институционального зависит безопасность Человека, Личности, Гражданина Здесь / Сейчас и футурологически устойчивое развитие этносов в биосфере Земли Сегодня – Завтра.
Человек разумный институциональный в реальной жизни поколений этносов глобальной эпохи является совокупным глобальным Человеком, Личностью, Гражданином в науке жизни народонаселения государств планеты, т.е. субъектом суверенного отечества Организации Объединенных Наций в биосфере Земли. Но научно-мировоззренческое осознание ноосферной природы, нооначал Человека (вида биоразнообразия) в социоприродной реальности в философии, общественных и гуманитарных науках со времен академика В.И. Вернадского, автора учения о биосфере, концепции эволюции биосферы в ноосферу, отстает от процессов обострения глобальных угроз выживанию человечества.
Выделим ноонимологическую структуру статуса Человека в природе и обществе, выражающую естественноисторические этапы развития социального вида Homo в биоразнообразии экосистем биосферы Земли, которые нельзя не учитывать для обеспечения экологической безопасности народонаселения Здесь / Сейчас, а, значит, и футурологически устойчивого развития этносов человечества Сегодня и Завтра.
В истории развития Человека в природе планеты (рода Homo в антропологии и экологии) сложилось, общепринято выделение качественных уровней, форм естественной эволюции социального статуса Homosapiens, происходящей в биосфере Земли. В антропологии выделяется следующая естественноисторическая структура ноононимов вида Homo (мы ее ранжируем с позиций Homosapienssapiens, сверху вниз, к началам):
Homo sapienssapiens – Человек разумный разумный (современно мыслящий).
Homo sapiens – Человек разумный в системе видов биоразнообразия планеты.
Homo fаber – Человек умелый, выделяющийся особым способностями в умении приспосабливаться к изменяющимся природным, родовым, социальным условиям развития социального вида биоразнообразия в региональных нишах природы планеты.
Homo habilis – Человек способный к мышлению, разумным действиям, выделяющийся более высоким потенциалом экологической приспособляемости среди других видов биоразнообразия, способный кочевать не только по горизонтали территориальных экосистем, но и по всем «этажам» экологической пирамиды природы.
Homo erectus – Человек прямоходящий, который освободил руки, «увидел» горизонт ниши жизни. Это, возможно, выделило его в биоразнообразии, «ускорило» развитие мозга, повысило потенциал выживаемости, расширило способности экологической адаптации к изменяющимся условиям обитания, добычи пищи, сохранения рода и вида.
Homosapienssapiens (Человек разумный современный в понятиях естественно-исторической антропологии, по Л.Н. Гумилеву, исторической этнологии) в социоприродной реальности бытия является Homosapiensinstitutius, потому что от рождения он включен в институты бытия поколений этносов сообщества (граждан отечества) в ядре системы «природа Большой и Малой Родины – семьи поселений этносов – домохозяйство, структуры цивилизации планетарного сообщества». Это значит, что Человек разумный современный (Homosapienssapiens) с рождения (даже до рождения, когда члены семьи принимают решение иметь детей) включен в институты общества – в институт семьи (язык, культура быта, качество, ценности жизни в поколениях и т.п.), домохозяйства, рынка, школы, трудовых коллективов, структуры власти и т.д.
По учению о ноосфереHomosapiensinstitutius – это мыслящий Человек в этносе, осознающая себя Личность общества, разумный Гражданин отечества в сообществе государств биосферы Земли. Таким образом, Homosapiensinstitutius – это совокупный Человек+Личность+Гражданин отечества в биосфере этносов планеты, основной субъект бытия государств в планетарно едином, глобальном сообществе Объединенных Наций.
С позиций учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу в ноонониме Человека, Личности, Гражданина закрепляется научномировоззренческое понимание, ценностное осознание, институциональное признание ноосферной природы Человека разумного институционального в реальностях жизни природы, условиях жизнеустройства общества и государства планеты. Ноононим поколений Homosapiensinstitutius в биосфере Земли выражает триединство ноосферного статуса, ноосферной функции, ноосферной миссии поколений этносов в глобальном сообществе Объединенных Наций Земли.
Таким образом, по ноонониму (называнию разумным) Человека, Личности, Гражданина во взаимодействии сообщества с природой народы регионов являются:
потенциальным объектом, актором, фактором ноосферы в биосфере природы – по самонаименованию, самоопределению, самоидентификации Человека разумного институционального (ноононим Homosapiensinstitutius) в биоразнообразии экосистем;
интуитивным субъектом, актором, фактором ноосферы – по потенциалу интеллекта, уровню развития мысли, мышления, знаний, системы образования, закрепляемых в ценностям здравого смысла, реализуемых в жизнеустройстве этносов, деятельности поколений граждан общества в регионах биосферы;
реальным субъектом структур, институтов ноосферы – по уровню развития ноосферного потенциала интеллекта Личности, ноосферно ориентированной системе образования, выявляющей ноосферную природу индивидуумов в поколениях, ноосферный статус личности в семье, обществе, ноосферную функцию, миссию гражданина в институтах власти и управления территории государств планеты.
В процессах глобального взаимодействия народонаселения государства с природой в биосфере Земли нужно учитывать ноононимологические ипостаси Человека разумного институционального (Homosapiensinstitutius), то есть понимание потенциала ноосферной природы Человека, ноосферного статуса Личности, ноосферной функции Гражданина в биосфере – среде жизни, мысли, деятельности этносов человечества в регионах планеты.
В ноосферологии, на этапах развития ноосферной миссии науки в педагогике и психологии (ноосферной пегагогики и психологии, ноосферной дидактики, т.д.), в системе, отраслях образования можно вести речь о специфике ноосферного мышления и сознания, основах ноосферного мировоззрения и миропонимания, определяющих уровень реализации ноосферного потенцала интеллекта Личности, критерии профессионального образования граждан, которое в эпоху глобализации сфер жизни граждан становится не только желательным, а институционально и футурологически обязательным.
Мировоззренческое признание универсальности ноононимов Человека разумного институционального (самоидентификация ноосферного статуса Человека, Личности, Гражданина в отечествах этносов планеты) позволяет в эпоху глобализации снимать парадокс в философском и ценностном толковании людьми двух аспектов научных знаний поколений об условиях бытия в природе, обществе и государстве планеты:
ноосферной концепции реальности процессов глобального взаимодействия субъектов жизнеустройства общества с природой в регионах биосферы Земли и
концепции ноосферной реальности научных знаний субъектов общества о глобализации взаимодействия с природой территории государств планеты.
Ноононимы и ноосферная концепция развития глобального общества
Различие в понимании ноосферной концепции реальности бытия и концепции ноосферной реальности глобального взаимодействия субъектов общества с природой выражено в признании и/или непризнании ноосферных начал, природы, статуса Человека разумного институционального в биосфере планеты Земля, определяющих азы ноосферы.
1.Ноосферная концепция реальности признает ноосферный реализм знаний основой миссии, функции системы образования поколений Человека разумного институционального, который по самоназванию социального вида разумным (ноонониму Homoв биоразнообразии природы) является субъектом ноосферы этносов в регионах биосферы планеты – среды жизни, мысли, деятельности Человека, Личности, Гражданина суверенного отечества, входящего в систему Организации Объединенных Наций планеты.
Поэтому ноосферную природу, ноостатус, ноомиссию Homosapiensinstitutius в экосистемах регионов биосферы Земли он должен не только осознавать мировоззренчески, понимать в научной деятельности поколений, но реально учитывать в Доме бытия Здесь / Сейчас и в эстафете Вчера – Сегодня – Завтра этносов человечества.
Таким образом, в ноонониме Человека разумного институционального признается предполагаемая и потенциальная ноосферная природа Человека, ноостатус Личности, ноомиссия Гражданина, субъектов гражданства народов отечества, определяющие потенциал экологической жизнеспособности поколений Homosapiensinstitutiusв природном Доме планеты, но и осознается необходимость реального научно-мировоззренческого самоопределения ноосферной миссии, функции знаний в сохранении экологической устойчивости регионов биосферы Земли в жизнеустройстве государств.
Ноононим определяет ноосферный императив биосферно-экологической жизнеспособности, футурологические перспективы устойчивого развития Человека, Личности, Гражданина отечества в родной природе и, следовательно, необходимость создания основ науки планетарной безопасности человечества в биосфере Земли – азбуки ноосферы поколений граждан глобального общества. Азбука ноосферы становится основой онтологически (житейски, жизненно) обязательного учета ноосферного реализма знаний о законах природы, то есть экологических законах биосферы Земли, других планет, которые обязательны для учета в законах жизнеустройства граждан на территории государств Организации Объединенных Наций.
В эпоху глобализации ноононим, в отличии от этнонима (самоназвания народов) ,позволяет в геополитическом жизнеустройства государств планеты преодолевать ловушки классово-формационного (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический строй), цивилизационного (развитые, развивающиеся, наименее развитые страны и регионы), Мир-системного, иных подходов экспертов XXI века к оценке угроз, рисков, вызовов глобализации благополучию народов, их выживанию в единой семье человечества.
2. В концепции ноосферной реальности глобального взаимодействия субъектов общества с природой заложены ловушки научно-мировоззренческого плюрализма понимания, толкования слова, термина ноосфера. Ведь концепций ноосферной реальности может быть столько, сколько людей в разных отраслях наук, использующих понятие ноосфера без наполнения жизненным смыслом. Научно-мировоззренческий плюрализм в толковании термина ноосфера «затрудняет» выбор общей концепции, стратегии глобализации, позволяющей онтологически адекватно угрозам, футуро-логически упреждающе применять знания в обеспечении планетарной безопасности этносов человечества Здесь / Сейчас и в эстафете бытия Вчера – Сегодня – Завтра.
В концепции ноосферной реальности сложился мировоззренческий дуализм в понимании природы вообще, тварей земных, собственно Человека и природы. В мифологической концепции признаются создание природы и биосферы Земли, и Человек – венец творения Бога. Глобальные проблемы этносов планеты – груз предшествующих, нынешних грехов людей, а не проблемы пренебрежения знаниями человечества. Вера во всесилие Бога противопоставляется основам накопления знаний поколений, каноны, ритуалы института Церкви - возможностям, функции науки, образования.
Снова обратимся к Н.А. Бердяеву, посвятившему жизнь исследованию свободы творчества. Анализируя роль философии и религии, знания и веры в обществе, он писал: «Если вера есть свободный подвиг, то научное знание есть тяжелый долг труда, возложенный на человека». И далее: «Всякий акт знания, начиная с элементарного восприятия и кончая самыми сложными его плодами, заключает в себе принудительность, обязательность, невозможность уклониться, исключает свободу выбора».
Границы свободы мысли и творчества, свободы знания и веры определяются императивами разума, открывающего ноосферные основы Человека, ноосферный потенциал поколений человечества, обществу – его разумную природу и границы свободы действий в реальностях бытия. В мировоззренческом и онтологическом смысле актуален философско-мировоззренческий взгляд Н.А. Бердяева на язык: «Язык – очень несовершенное и опасное орудие, он нас подводит на каждом шагу, рождает из себя противоречия и запутывает. …Пустые, утерявшие реальный смысл слова не подпускают людей друг к другу». В принципах его гносеологического реализма – ноосферный реализм основ бытия: «Никакого субъекта и мышления вне действительности, вне бытия нет; на такое место и стать нельзя – место это есть пустота, фикция. Этим нисколько конечно не отрицается, что в самой действительности, в бытии мышление, познание играет большую роль, возможно даже, что основа бытия есть Разум, есть Логос».
Но у философа Н.А. Бердяева феномен Разума, Логоса «отчужден» от роли Человека разумного (Homosapiens) в природе планеты, на философские обобщения основ бытия которого в биосфере Земли постоянно выходит «натуралист» В.И. Вернадский, озабоченный проблемами выживания человечества. Научным именем Человека (Homo) в «царствах» природы планеты назвал разумным (sapiens) – HomosapiensКарл Линней (1707 – 1778). К его времени жизни было описано около 20 тысяч видов; в эпоху В.И. Вернадского, Э. Леруа, и П.Т. де Шардена, «открывших» ноосферные начала свободного научного творчества личностей, выражающего граждански и политически осознаваемый, ноосферный статус поколений этносов в биосфере природы – около миллиона. Ныне описано от 1,7 до 2 млн. видов организмов (из общего числа в 5 – 30 млн. видов). Но вымирание угрожает от 1/10 до половины видов биоразнообразия Земли и – Человеку разумному. В глобальную эпоху научное описание, изучение биоразнообразия в экосистемах регионов планеты отстает от темпов их «выбывания» и техногенной мутации, особенно на «границе замещения» биосферы планеты техносферой цивилизации.
Ноосферная миссия науки и переход государств к устойчивому развитию
Вернемся к ключевым положениям доклада «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем» который эксперты Высокого уровня при Генеральном секретаре ООН подготовили к саммиту по устойчивому развитию Рио+20 (Бразилия, 15 – 23 июня 2012 г.). В «Видении Группы» сформулировавшей новую модель концепции устойчивого развития государств планеты, сделаны онтологически актуальные и футурологически тревожные для поколений граждан человечества обобщения (выделение наше, В.В.Н.):
«планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Усиливается неравенство между богатыми и бедными мира, и более миллиарда человек по-прежнему живут в нищете;
сейчас, как никогда прежде, настоятельно необходимо, чтобы мы приняли меры к реализации принципов повестки дня устойчивого развития. Пришла пора приложить поистине глобальные усилия к обеспечению людям, рынкам и правительствам возможности сделать свой рациональный выбор;
…устойчивое развитие по существу сводится к вопросу о возможностях людей определять свое будущее, требовать соблюдения своих прав и поднимать беспокоящие их вопросы;
народы мира просто не потерпят продолжающейся деградации окружающей среды и сохраняющегося неравенства, которые подрывают глубоко укоренившиеся универсальные принципы социальной справедливости.
Граждане более не будут считать правительства и компании, нарушающие свой общественный договор с ними, гарантами стабильного будущего для всех. В более широком смысле, управление на международном, национальном и местном уровнях повсюду в мире, равно как и гражданское общество и частный сектор должны в полной мере учитывать требования будущего с устойчивым развитием….
Логичен вывод экспертов:нынешняя модель глобального развития нерациональна. Признание нерациональным глобального развития народов Земли выражает этнонациональный тупик, естественноисторическую неразумность классово-формационного жизнеустройства граждан государств в общем Доме планеты, но эксперты ООН не предлагают методы футурологически упреждающего учета угроз глобализации. С позиций ноосферного подхода к проблемам жизнеустройства этносов человечества классово-формационное противостояниесубъектов власти и собственности между суверенными государствами и внутри сообществ сохраняет груз милитаризации политики, экономики, науки, других сфер жизни, вытесняя на периферию общие проблемы безопасности народов в регионах биосферы, сдерживая переход к устойчивому развитию.
Именно поэтому сложилось естественно-исторически опасное, футурологически бесперспективное сочетание знаний субъектов общества о темпоральных циклах развития цивилизации, затрудняющих оптимальный выбор стратегии безопасности Здесь / Сейчас. В структуре научных знаний сообществ глобальной эпохи знания о прошлом превышают 95%, знания о настоящем – ниже 4% и знания о будущем около 1%.
Неадекватно реальным угрозам этносам человечества в биосфере планеты развитие наук, накопление качества знания, развития образования: 95–97% – это знания о мертвой природе, методах преобразования вещества, энергии; 2–2,5% – знания о живом веществе, и менее 1% – знания Человека разумного о собственной природе. На этом фоне увеличивается «отставание» развития наук, системы образования от роста угроз, рисков, вызовов глобализации этносам регионов.
Это отставание усиливает опаснейший парадокс бытия Человека разумного институционального (Homosapiensinstitutius) в природе планеты – среде жизни, мысли, деятельности поколений этносов: разумный потенциал институтов наук, знаний, системы образования направлен на «покорение» сил природы, ресурсное использование, преобразование ее вещества, энергии, информации, разрушающих устойчивость биосферы. С пользой применяется лишь 0,5% - 2% вещества, остальное – загрязняет экосистемы регионов планеты. Наиболее дорого обходится «создание» техносферы информационного общества: производство сотового телефона дает до 75 кг. «мусора». Академик Г.А. Заварзин назвал «грязные» технологии антиподом ноосферы.
Преодоление остаточного подхода институтов власти государств и структур ООН к проблемам демографического перехода и депопуляции является условием и критерием преодоления нерациональной модели глобального развития геоцивилизации. Решение проблемы возможно распространением ноосферных критериев безопасности поколений народов в регионах биосферы Земли на цели Повестки Дня ООН на XXI век, Декларации Тысячелетия, приоритеты перехода от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым. Следование ноосферным принципам безопасности в управлении глобализацией взаимодействия общества с природой должно определять стратегию устойчивого развития. Это вектор достижения будущего, которое мы хотим.
В условиях глобализации геологическая функция Человека разумного умелого поднимается до универсальной (онтологической) ноосферной миссии Человека, Личности, Гражданина отечества – разумного институтами наук, основами знаний, системы образования, способного упреждающе учитывать угрозы безопасности в органах власти и управления государств планеты. Человек разумный институциональный, осознающий высшую роль науки, знаний, системы образования в развитии цивилизации, сам становится структурой ноосферы. То есть в биосфере Земли он должен выполнять функцию, статус, миссию субъекта, актора, фактора ноосферы в поколениях этносов человечества. Поэтому в эпоху глобализации необходимо признание ноосферной миссии наук, знаний, системы образования граждан в институтах власти и управления, начиная с конституции государства, декларации прав и свобод человека и т.д.
В реальности процессов глобализации бытия этносов это выражает:
· признание особого статуса коллективного разума, науки, знаний поколений в обеспечении жизнеспособности народов в биосфере Земли;
· этап ноосферного самоопределения Человеком своей природы в планетарном (биосферно-экологическом), социальной, ином бытии этносов;
· феномен и функция бытия Homo sapiens в форме культурной биогеохимической энергии живого вещества, эволюции биосферы Земли;
· феномен самоосознания, функция самореализации Homo sapiens faber в социоприродной реальности, институтах власти и управления общества;
· признание научных знаний Человека фактором ноосферы в биосфере.
Актуальность выделенных аспектов ноосферной концепции реальности бытия этносов в регионах биосферы показывает, что следование ноононимам Человека, Личности, Гражданина государств XXI века является принципом формирования азбуки ноосферы глобального общества – единой науки об основах жизнеспособности поколений, языка безопасного, устойчивого развития человечества в Доме природы.
Ноосферные смыслы глобализации и императивы глобальных процессов
В книге «Ноосферное смысловедение» А.И. Субетто, разрабатывающий основы ноосферизма, у В.И. Вернадского выделяет такие смыслы ноосферы:
• ноосфера - как сфера разума человека;
• ноосфера - как новое состояние Биосферы, в котором проявилась планетная научная мысль человечества как геологический фактор;
• ноосфера - как нечто находящееся в становлении, исток которого связан с появлением человека на Земле несколько миллионов лет назад, поэтому антропогенез как эпоха совпадает с ноосферогенезом как эпохой;
• ноосфера как состояние единства человека с Биосферой в будущем, т.е. как состояние, которое должно еще наступить, но которое еще не наступило.
Уже сформулированные смыслы вскрывают противоречия в самом ноосферогенезе, которые отражают противоречия развития человечества и человеческого разума на Земле.
В соответствии с выводами В.И. Вернадского о том, что ХХ век – век ноосферы, а научная мысль поколений человечества – это развивающаяся структура ноосферы этносов в биосфере, к выделенным выше смыслам, азам ноосферы добавим те, которые актуальны для выявления угроз глобализации человеку, называющему себя разумным.
Азы, азбука ноосферы, выраженные ноононимом череды поколений Homo sapiens instititius в природе планеты, позволяет преодолевать парадокс несовпадения слов-понятий НАУКА общества и НООСФЕРА (сфера разума) этносов Человечества.
В реалиях жизни азбука ноосферы позволяет в глобальном обобщении А.И. Субетто «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система?» ЗНАК ВОПРОСА превращать в НООСФЕРНЫЙ ИМПЕРАТИВ футурологически разумных действий граждан в биосфере планеты, обеспечивающих устойчивое развитие.
Онтологические смыслы ноосферы, МЫ, Граждане отечеств Человечества в биосфере Земли, живущие в эпоху глобализации, должны учитывать в ноонониме поколений Человека разумного институционального, осознающего биосферно-экологическую, этническую (функциональную) включенность в глобальные процессы. Только ноононимы Человека, Личности, Гражданина позволяют учение о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу распространять на социальную роль, функцию, миссию ученого в обществе, чтобы он с позиций ноосферного подхода сочетал профессиональные ипостаси «наблюдатель – исследователь – деятель» в стратегии безопасности общества.
Это необходимо чтобы учитывать гражданский статус, гражданскую роль исследователя в практической реализации научных выводов в институтах общества, в том числе – для упреждающего учета наук, знаний в структурах власти и управления.
Подчеркнем: смыслы ноосферы в универсальной форме выражаются азбукой ноосферы, которая призвана научную мысль совокупного Человека, Личности, Гражданина, несущего ноосферный потенциал коллективных научных знаний поколений своего времени, встраивать в структуры ноосферы отечеств глобально единого общества.
Таким образом, к смыслам ноосферы мы добавляем научную мысль, выражающую:
• ноосферную роль науки, гражданский статус, институциональную миссию ученого – активного субъекта, профессионального актора структур ноосферы, способного осознаваемо учитывать законы биосферы в законах развития общества.
К выделенным можно добавлять другие смыслы ноосферы, ядро которых формирует, составляет ноосферную азбуку безопасности человечества в природе планеты.
Анализ «приземленности» В.И.Вернадским (1863 – 1945) творческих задач своей научной деятельности к наиболее актуальным проблемам развития России, всего человечества его времени (две мировых войны, гражданская война между ними) показывает, что со второй половины жизни в приоритетах творчества академика (был академиком с 1906 г.; научными проблемами биосферы, эволюции биосферы в ноосферу занимался с 1923 до конца жизни) преобладал выделенный нами интеграционный смысл ценностей ноосферы, когда ученый выступает ноосферной Личностью в поколении своего времени, интуитивно выполняет ноосферную миссию Гражданина в этносах человечества. Он показал ноосферный статус Человека разумного – в институтах общества, стал ноосферным субъектом, актором, деятелем в природном доме Планеты.
Об этом – его «книги жизни» Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», «Философские мысли натуралиста», Пережитое и передуманное, последняя работа «Биосфера и ноосфера», опубликованная в США по инициативе его сына.
Мы считаем, что в условиях глобализации развития наук, знаний, системы образования нужно в ноосферном смысловедении на первый план (по опыту Вернадского) выносить смысл жизни, деятельности субъектов ноосферы в биосфере Земли, раскрывающие подлинное значение, роль, миссию науки в обеспечении безопасности поколений, достижении устойчивого развития России и человечества.
Ноононимы Человека разумного институционального позволяют институционально закреплять онтологическую универсальность (ценностную всеобщность) ноосферных ипостасей Личности, Гражданина отечества в глобальном сообществе этносов – это необходимо для футурологического упреждения угроз, рисков, вызовов глобализации поколениям в стратегии гармонизации взаимодействия субъектов общества с природой.
Ноосферные основания антропологии и приоритеты ноосферологии
Ноононимы Человека в ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ выражают сущностные качества (начала) вида Homo в экосистемах биосферы Земли, развитие Homosapiens, показывающее эволюцию интеллекта Homosapienssapiens в истории гоминид от возникновения до современных поколений. Поэтому историю гоминид, эволюцию их интеллекта нужно рассматривать от современности (современного уровня развития научной мысли, наук, системы образования) в «глубины» естественной истории Homo, вообще исторической этнологии в эволюции биосферы, а биосферы – в ноосферу:
Homosapienssapiens – Человек разумный разумный (мыслящий современно)
Homosapiens – Человек разумный
Homofаber – Человек умелый
Homohabilis – Человек способный
Homoerectus – Человек прямоходящий
Ноононимы Человека в институте семьи отечеств этносов человечества выражают и отражают возрастные процессы развития Человека, Личности, Гражданина в поколениях:
Homosapiensinstitutius – Человек разумный институциональный (актуально мыслящий, современно новому уровню знаний осознающий природу, статус, миссию в бытии отечества Здесь / Сейчас на планете)
Homosapiensfаber – Человек разумный умелый
Homosapienshabilis – Человек разумный способный
Homosapienserectus – Человек разумный прямоходящий
Ноононимы Человека в философской антропологии, экологии человека, социальной экологии, ноононим народов в ЭТНОЛОГИИ выражают универсальность ноосферных ипостасей бытия Homo sapiens institutius в биосфере Вчера – Сегодня – Завтра, в ноосферном комплексе социоприродного бытия человечества Здесь / Сейчас.
В глобализации бытия народов в биосфере планеты, глобальных процессах жизнеустройства это определяет научно-мировоззренческие начала, концептуальные основы НООСФЕРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ этносов глобального общества. Обобщенно философская антропология Homo sapiens institutius в биосфере глобальной эпохи – это ноосферная антропология, позволяющая учитывать основы происхождения вида Homo в биоразнообразии планеты, становление, развитие Человека разумного Здесь / Сейчас, темпоральные этапы, особенности эволюции Homo sapiens institutius Вчера – Сегодня – Завтра, тем более – перспективы выживания человечества в природе планеты.
Универсальность ноононимов Человека, Личности, Гражданина в основе НООСФЕРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ позволяет в эпоху глобализации бытия этносов в биосфере Земли актуально сочетать разные уровни смыслов ноосферы в бытовой (обыденной) реальности понимания Человеком, Личностью, Гражданином отечества триединства своей ноосферной природы (начал), ноосферного статуса (роли), ноосферной миссии (функции) в глобальных процессах взаимодействия общества с природой планеты.
Выделим уровни ноононимов Человека в структуре смыслов ноосферы общества:
1) Ноононим здравого (бытового, обыденного) смысла жизни людей в поколениях.
В философии здравого смысла жизни поколений обычно выражены ценности, стереотипы массового сознания общества, закрепляемые на уровне семьи, отечества. И здесь граждане относятся к собственному ноонониму (названию Человека – разумным) скорее интуитивно, в критических ситуациях угроз жизни, когда нуждаются в особой помощи субъектов научных знаний, в разумных действиях институтов власти и управления.
В ценностях, стереотипах массового сознания субъекты жизни общества воспринимают угрозы, риски, вызовы глобализации неадекватно, с известным, часто опасным запаздыванием. Онтологически, тем более футурологически опасно такое запаздывание в институтах семьи, гражданства, в органах власти и управления государств планеты.
В экологии запаздывающий учет знаний об угрозах основам жизни биосферы оборачивается критическим сокращением биоразнообразия в регионах Земли, ростом отложенного экологического ущерба, увеличением генетического бремени болезней в поколениях.
В демографии запаздывающий учет знаний этноэкологических законов биосферы в законах жизнеустройства народонаселения выражен критической депопуляцией.
2) Ноононим в воспитании, развитии профессионального образования личности.
Соединение ценностей здравого смысла жизни поколений с ноосферными основами научных знаний человечества происходит в системе ноосферно-ориентированного образования (ноосферная педагогика и психология). Но в классово-формационной системе жизнеустройства общества довлеет философия рыночных выгод Человека экономического (глобального Homoeconomics). Она выражена стереотипами общества потребления, навязывающего и закрепляющего в массовом сознании общества потребительские ценности. Здравый смысл высших ценностей жизни поколений (духовно-нравственные начала личности, социальная справедливость в гражданских отношениях, приоритеты духовного над материальным и т.п.) вытесняется, замещается интересами общества потребления.
3) Ноононим: ноосферная миссия институтов науки, образования и управления.
С эпохи В.И. Вернадского поныне ноосферные смыслы научного творчества Личностей, гуманистически высшие ценности жизни Граждан получили развитие в трудах сторонников учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу (пункты 1, 2), но восприятие ноосферной природы Homo sapiens institutius, ноосферного статуса Человека, Личности, Гражданина, тем более понимание ноосферной функции наук, знаний, системы образования не адекватно угрозам глобального развития воспринимается в официальной (признанной государством) науке, значит – в институтах власти и управления планеты.
Меньше всего используется ноосферный потенциал наук, системы образования поколений в институтах власти и гражданского управления глобальными процессами.
Применение ноононимов Homo sapiens institutius в философских основаниях, научных началах ноосферной антропологии позволяет в процессах глобализации бытия этносов человечества в биосфере Земли преодолевать научно-мировоззренческую, онтологическую и институциональную обезличенность отношения общества с природой планеты. Ноосферная антропология закрепляет необходимость статусно-функционального учета триединства ноосферых ипостасей Человека, Личности, Гражданина (триединство самоназвания ноононима Человек + Личность + Гражданин приобретает в семье и отечествах от рождения) в структуре глобализационных процессов.
С позиций ноосферной антропологии, императивов ноосферологии, критериев ноосферной футурологии ноононимы Homo sapiens institutius должны учитываться в структурах статусно-функционального взаимодействия этносов с природой в биосфере Земли, то есть на территории жизнеустройства народов планеты. Выделим ключевые элементы структуры статусно-функционального взаимодействия этносов человечества с природой в регионах биосферы Земли, которые необходимо упреждающе учитывать в ноононимах поколений Homo sapiens institutius государств, а, значит, в приоритетах управления глобальными процессами в базисных (1), надстроечных (институциональных, 2) и социальных (3) отношениях субъектов жизнеустройства общества XXI века.
Именно в понимании ноосферных основ наук, ноосферных функций знаний должен реализоваться и фактически реализуется экологический уровень ноосферного потенциала знаний Человека, Личности, Гражданина отечества – субъекта разумного жизнеустройства государств в сообществе Организации Объединенных Наций. В структуре статусно-функционального взаимодействия этносов человечества с природой территории государства реализуется уровни онтологического учета триединства ноосферной природы поколений, выраженных в ноонониме (самоназвании) Homo sapiens institutius: 1) в регионах биосферы Земли; 2) институциональной надстройке управления территорией государства; 3) в системе общественных и цивилизационных отношений граждан.
1. Ноононимы Homo sapiens institutiusв биосфере Земли. Они выражают ноосферные начала природы, экостатуса Человека в биоразнообразии экологическойтриады статусно-функциональных взаимодействий «природа региона в биосфере Земли – этносы человечества в экосистемах планеты – социоприродные объекты, факторы геоцивилизации».
2. Ноононимы (разумная идентичность) Homo sapiens institutius в отечества. Нооидентичность нужно закреплять конституционно в ноосферном статусе Личности в статусно-функциональных институтах глобального общества «ноосферные институты гражданского общества – ноосферные институты органов власти отечества – ноосферные институты субъектов, акторов геоцивилизации отечества в регионах планеты».
3. Триединство ноосферной природы Человека, ноосферного статуса Личности, ноосферной функции-миссии Гражданина. Ноофункция-миссия гражданства реализуется в статусно-функциональных отношениях триады субъектов глобального общества «поколения граждан в этносах отечества – субъекты власти в институтах государства – субъекты, факторы агенты хозяйства, культуры отечества в структуре планетарной цивилизации».
Ноосферная антропология, ноосферное человековедение (по Казначееву В.П.), составляет ядро ноосферологии глобальных процессов, ноосферной футурологии субъектов глобального общества. Наиболее актуальные прогностические аспекты, проблемы и направления развития ноосферной антропологии, ноосферного человековедения и ноосферологии выделяются в ноосферной футурологии и мониторинге безопасности этносов.
Поэтому научно-мировоззренческая, онтологическая (биосферно-экологическая), институциональная роль ноононимов Homosapiensinstitutius, то есть ноононимы суверенности Человека+Личности+Гражданина планеты должны быть признаны, конституционно закреплены в институтах государств, на уровне Организации Объединенных Наций.
Для закрепления ноосферных основ жизнеустройства этносов планеты необходимо:
1) принять Ноосферную декларацию безопасности граждан глобального общества;
2) начать разработку Ноосферной Повестки дня государств и ООН на XXI век.
Признание Человека разумным выражено в понятиях сфера разума, ноо+сфера, ноо+генез, ноосферо+генез, ноосферо+логия, ноосферная футурология, показывая признание реальности в биосфере Земли ноосферной природы Homosapiensinstitutius, ноосферной функции науки в поколениях, ноосферное значение образования, выявляющего, развивающего, реализовывающего ноосферный статус, морально-психологическую, гражданскую, социально-политическую, иные миссии Личностей в судьбе человечества. Этот вывод подтверждают ноосферные феномены гения В.И. Вернадского, Э. Леруа, П.Т. де Шардена, др. и т.п.
Повестка Дня ООН на XXIвек и ноосферная модель глобализации
В ноонониме совокупного Человека, Личности, Гражданина в науке жизни поколений этносов глобального сообщества государств Земли выражается универсальность научных и опытных знаний Homosapiensinstitutius, начала которых выражены в ноосферологии – основах жизнеспособности граждан глобального общества в природе.
С позиций здравого смысла обеспечения безопасности поколений, достижения целей устойчивого развития государства в регионах биосферы планеты ноосферология позволяет Человеку, Личности, Гражданину отечества переходить от потенциального, интуитивного к профессионально осознаваемому пониманию собственной ноосферной природы (начал) Человека разумного институционального в процессах жизнеустройства поселений отечества, в институтах жизни, деятельности, где должны реализовываться ноосферный статус, ноосферная функция нынешних и будущих поколений граждан.
Потенциальная ноосферная природа Человека в биосфере планеты, интуитивный ноосферный статус индивидуума в поколениях этносов, реальная ноосферная функция личности в семье отечества, ноосферная миссия граждан государства должны реализоваться в структурах ноосферы, которые призваны формировать институты ООН. К складывающимся структурам ноосферы государств в биосфере Земли можно отнести организационное объединение суверенных наций планеты, глобальные саммиты по устойчивому развитию (от Стокгольмской конференции 1972 г., Рио-де-Жанейрской конференции по окружающей среде и развитию 1992 г., принявшей Повестку Дня ООН на XXI век – до Рио-2012), признавших нынешнюю модель глобального развития нерациональной.
Ноосферологияпомогает субъектам отечеств глобального общества:
понимать ноосферную природу (начала) Человека разумного институционального в биосфере Земли – среде жизни, мысли, деятельности граждан отечества Здесь / Сейчас;
формировать у Личностей ноосферно-экологический статус Гражданина суверенного отечества в жизнеустройстве государств глобально единого сообщества этносов человечества в эстафете Вчера – Сегодня – Завтра в регионах природного Дома Земли;
осознавать Человеку, Личности, Гражданину свой биосферно-экологический (ноосферный) статус в биосфере Земли, позволяющий упреждающе учитывать угрозы безопасности нынешним и будущим поколениям, приоритеты устойчивого развития общества;
опережающе развивать ноосферную функцию науки, ноосферную миссию системы образования для достижения безопасного, устойчивого развития субъектов цивилизации.
Ноосферология концентирует достижения наук, знаний, образования о ноосферных началах (истоках разумности) Homo sapiens institutius в биосфере Земли, понимание ноосферной миссии наук, знаний в повышении потенциала жизнеспособности поколений этносов в природе планеты; закрепляет основы современного понимания учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу, приземляемые к глобальным процессам бытия этносов человечества, учитывающего цели устойчивого развития цивилизации.
В эпоху глобализации ноосферная миссия науки, знаний, образования Homo sapiens institutius становится универсальным субъектом, фактором, конструктором социоприродной системы ноосферного комплекса отечеств человечества в биосфере Земли. По самоназванию Человек разумный институциональный – это фактор и функция сферы разума поколений этносов в биосфере Земли, явление структуры ноосферы человечества в природе. Поэтому нам нужно от мировоззренчески, онтологически и экологически обезличенного этнонимного толкования народа подниматься до научномировоззренческого и отнологического самоопределения, самоидентификации Человека разумного институционального в социоприродной реальности биосферы – субъекта ноосферы в отечествах человечества, фактора / функции ноосферных структур глобального общества.
В понимании ноосферной природы, ноостатуса, ноомиссии социальными индивидуумами в природной, общественной, иной реальности бытия человечества сложилось несколько мировоззренческих форм восприятия, осознания Личностями ноононима Homosapienssapiens institutius, выражающих эволюционный (естественнонаучный) и креационистский (мифологический, религиозный) подходы к угрозам, вызовам глобализации.
Креационная форма: природа вообще, природа планеты и человек в ней – создание Бога, непознаваемой Человеком «внешней» силы – Бога, выражающей неведомый «рабу» Божьему высший замысел. Земным и общественным Представителем Бога являются служители Веры в Высшие силы Бога, то есть иерархи традиционных институтов Церкви (феномены христианства, иудаизма, ислама, буддизма, иных вер людей).
В креационном (мифологическом) сознании Человек разумный (Homosapiens) воспринимается, рассматривается ноононимом (ноономия) Человек верующий. Ноононим Человека мыслящего, профессионально знающего замещается теононимом верующего – постулаты веры ставятся выше разума индивидуума, «поглощают» его разум и волю.
С позиций учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу академик В.И. Вернадский выразил свое отношение к феномену Бога, религии, институту церкви и всегда ему следовал: «22 июня 1923. Париж:Великая ценность религии для меня ясна, не только в том утешении в тяжестях жизни, в каком она часто оценивается. Я чувствую ее как глубочайшее проявление человеческой личности. А между тем для меня не нужна церковь и не нужна молитва.
Бoг – понятие и образ, слишком полный несовершенства человеческого».
Ноононимы Человека разумного институционального (Homo sapiens institutius) должны подтверждаться и утверждаться всесторонним индивидуумным развитием интеллекта Человека, Личности, Гражданина общества / отечества до универсально высшего – ноосферного уровня. Ноосферный уровень развития наук, знаний, образования, воспитания поколений выражает онтологическое соооветствие совокупного Человека+Личности+Гражданина отечества ноосферной природе (началам), ноосферному статусу Homosapiensinstitutiusв биосфере Земли – природном Доме этносов человечества.
Это значит, что ноононим поколений Homosapiensinstitutius должен включать конституционно основные, эмпирически подтверждаемые характеристики ноосферной природы (начал), ноосферного статуса (роли), ноосферной функции (миссии) Человека, Личности в поколениях отечества – то есть разумных субъектов государств планеты.
Ноосферный потенциал личности и ограниченность благ глобализации
Каждый Человек, Личность, Гражданин общества по факту и праву рождения является потенциальным субъектом ноосферы отечества в биосфере планеты, даже если он родится в космическом корабле, потому что имеет универсальный ноононим – Homosapiensinstitutius. Ноононим Человека подтверждает состояние уровня интеллекта, его форм сознания. Ниже выделена ноономологическая структура уровня, форм интеллекта, со+знания Homosapiensinstitutius, выражающая ноосферный потенциал индивидуума.
Индивидуальное (каждым индивидуумом) соединение приставки со+ с корнем знание = со+знание – выражает понимание универсальности ноосферного само+названия, ноосферного само+определения, ноосферной само+идентификации (в целом само+осо+знания) Человека, Личности, Гражданина в поколениях этносов своего отечества. Ноосферный уровень развития интеллекта – ноосферный интеллект – венчает «предыдущие» уровни, формы интеллекта – социальный, психологический, эмоциональный, биологический – но эволюционно и генетических «без них», «вне их» нежизнеспособен. Поэтому понятие искусственный интеллект некорректно считать синонимом ноосферный интеллект.
Учитывая биосферно-экологическую (эколого-генетическую) природу, начала возникновения вида Homo в структуре видов биоразнообразия планеты Земля, ноонимологическую структуру уровней, форм интеллекта Homosapiensinstitutius(Человека разумного институционального) мы выстраиваем «снизу вверх»:
биологический интеллект – понимание связи органов чувств и форм сознания,
эмоциональный интеллект – развитие качества чувств, форм их воспитания;
психологический интеллект – потенциал предсознания, сознания, сверхсознания. С позиций учения о ноосфере сознание, сверхсознание индивидуума можно понимать как феномен ноосферного интеллекта, потенциал формирования ноосферного со+знания, который, видимо, развивается системой образования и само+образования Личности;
социальный интеллект – способности социализации индивидуума, понимания собственного статуса Человека, Личности, Гражданина на этапах воспитания, в системе образования; накопление, развитие уровня знаний, сознания, само+осо+знания Личности, необходимое для самореализации индивидуальности в гражданских структурах общества;
ноосферный интеллект – высшая форма само+осо+знания Человека, само+определения, само+идентификации Личности в семье, институтах общества, само+реализации Гражданина в отечествах человечества. Ноосферный интеллект Гражданина выражает высший уровень воспитания (самовоспитания), образования (самообразования), саморазвития, самореализации ноогенетического потенциала Личности в семье, обществе, структурах ноосферы поколений. С позиций учения о ноосфере в пассионарной теории этногенеза (по Л.Н. Гумилеву) можно выделять пассионариев со знаком «плюс» – ноосферных Личностей в поколениях человечества.
Развитие научных знаний, отраслей наук, интеграция наук в функцию и систему образования поколений позволяет выявлять и реализовывать ноосферный уровень, потенциал интеллекта Человека+Личности+Гражданина в отечествах человечества. Развитая научная мысль, высший уровень развития интеллекта, научных знаний, квалификации Человека + Личности + Гражданина в поколениях – это структуры, функция, миссия ноосферы в институтах гражданского общества, определяющие жизнеспособность отечеств человечества в природном Доме – биосфере Земли. Поэтому создание социально-политических, политико-экономических, гражданско-правовых условий в системе образования, институтах науки для опережающего развития ноосферного потенциала знаний, выявления ноосферного потенциала гражданина отечества – это конституционно главное условие социального благополучия, обеспечения безопасности, достижения устойчивого развития государств и глобального общества. В условиях глобализации социально-политический вектор, политико-экономическую стратегию развития государств, конституционно-правовое обеспечение гражданских прав должны определять ноосферная функция наук, ноомиссия системы образования, способные упреждающе учитывать угрозы, вызовы глобализации субъектам общества.
Для преодоления стереотипов массового сознания в обществе ноононим Homosapiensinstitutius необходимо учитывать в ноосферных ипостасях Человека+Личности+Гражданина отечества в семье этносов человечества:
ноосферная природа Человека разумного в функции биосферы выражает естественноисторические, эволюционные, биосферно-экологические начала, особенности бытия в природе социального вида Homosapiens. Рождение, образование, развитие Человека, Личности, Гражданина возможно только в институтах общества, и это определяет его статус Homosapiensinstitutius;
биосферно-экологический (ноосферный) статус народов обесловлен тем, что воспроизводство поколений невозможно вне биосферы отечества. Научно-мировоззренческое, ценностное, концептуальное признание актуальности ноосферного статуса народов в нормативно-правовых нормах государств признано в принципе презумпции экологической опасности хозяйственной, иной деятельности. Но у экопрезумпции – рекомендательный статус.
В структуре ноосферных ипостасей (универсальных признаков, качеств, свойств, характеристик, состояний)Homo sapiens institutius в реальности регионов биосферы Земли индивидуумы человечества(поколения Homosapiensinstitutius)включены в функции взаимодействия с природой (поселения народов на территории), институты общества (семья, язык, воспитание; домохозяйство и экономика, органы власти и управления, системы образования, науки, культуры, искусства, веры, СМИ и др.) и систему отношений в обществе по поводу взаимодействия с природой. Полный, универсальный ноононим – Человек разумный институциональный (Homosapiensinstitutius) выражает, что Человек разумен своим умом, но он должен быть обогащен, оплодотворен умом, мудростью, наукой жизни, знаниями, культурой, опытом живущих и ушедших поколений. В ноонониме выражается признание мудрости поколений, накапливаемой, востребуемой, развиваемой в гражданских институтах семьи, воспитания, образования детей, в науке, культуре, органах власти, других.
Применение унифицированных, универсальных научно-мировоззренческих понятий ноононимов поколениями Homosapiensinstitutius в этносах в этносах планеты выражает общеобязательность признания мудрости поколений структурой ноосферы человечества. Ведь без и вне развития, усиления, укрепления структуры ноосферы человечества в гражданских институтах семьи, системе воспитания, образования детей, в отраслях науки, сферах культуры, органах власти отечества и на уровне ООН у глобального сообщества нет шансов на бессмертие в природном Доме.
Научно-мировоззренческое, онтологическое, ценностно-статусное понимание ноононима Homosapiensinstitutius в поколениях народов имеет для Человека, Личности, Гражданина не меньшее значение, чем Имя Собственное, выбираемое родителями детям в традициях семей народов, граждан государств планеты. Имя Собственное Детям родители присваивают, а институты общества подтверждают только при соответствии духовно-интеллектуальных качеств поколений ноонониму Homosapiens, а в универсальном значении – нооипостасям Homosapiensinstitutius государства.
Онтологический парадокс заложен в самоназвании Человека – разумный, то есть в ноонониме (осознаваемом назывании разумным) социального вида Номо, который должен подтверждаться гражданами государства в отношении к среде жизни на планете, в глобализации взаимодействия народов человечества с Домом бытия в природе.
Понимание единства ноосферной природы, ноостатуса, ноофункции интеллекта Человека, Личности выражает признание социоприродной конституции (статуса) ребенка, ноосферологического потенциала идентификации индивидуума – от восприятия ноононима (самоназвания) Homosapiens в Имени Личности и Гражданина Отечества до понимания разумных форм, методов, этапов социализации детей, усвоения целей воспитания, образования, самообразования Личности в поколениях народов.
В естественнонаучной (эволюционной) концепции восприятия, осознания Личностями (индивидуумами семьи, общества) ноосферной природы, ноостатуса, ноофункции Homosapiens в биосфере Земли выражено научно-мировоззренческое понимание основ ноононима поколений людей, которое необходимо закреплять принципах действия граждан в структуре институтов общества и государства, и прежде всего – в регуляторах территориального взаимодействия народонаселения с природой. Это значит, что ноононим Homosapiens должен быть конституционно признан в ноосферологическом значении природы (начал), статуса, функции, миссии Человека разумного институционального (Homosapiensinstitutius), выражающего ноосферные функции, миссию, роль науки, знаний, системы образования граждан в обеспечении их безопасности в биосфере Земли, достижении устойчивого развития поселений в локальных, региональных и планетных условиях бытия субъектов общества.
Рабочие понятия НООСФЕРОЛОГИИ, начиная с ноононимов образования Человека, Личности, Гражданина – это язык безопасности поколений, поэтому их можно считать ноосферной азбукой бытия поколений этносов человечества в биосфере Земли.
Биосфера (сфера жизни, бытия) – среда реальной жизни, мысли, деятельности поколений Человека разумного институционального (Homosapiensinstitutius) в регионах планеты Земля, условия жизнедеятельности этносов Человечества в природе.
Ноосфера – это сфера мысли, интеллектуально осознаваемого труда, нравственно и духовно осознаваемой деятельности совокупного Человека, Личности, Гражданина отечества в глобальном сообществе государств.
Институты Науки, системы Образования, Воспитания, Просвещения поколений Граждан, Личностей общества – это потенциальные и реальные структуры ноосферы поколений человечества, то есть институты, формирующие ноосферный потенциал совокупного Homosapiensinstitutiusв отечествах (государствах) глобального общества в регионах биосферы Земли.
Институты Науки, системы Образования, Воспитания, Просвещения поколений Граждан, Личностей общества – это структуры сферы разума поколений, то есть структуры ноосферы в отчествах этносов Человечества.
Структура ноосферы народов (этносов) в биосфере Земли – это сфера функционирования живой мысли реального Человека, Личности, Гражданина в поколениях отечеств планетарно единого совокупного Человечества.
ИНФОСФЕРА интернета не синоним ноосферы поколений человечества, потому что является структурой виртуального пространства обмена объектов, акторов, агентов «чувств» и знаний информацией о чем-либо.
Структуры ноосферы в инфосфере интернета и общества – это субъекты обмена личностно, социально, граждански, политически осознанными, глобально актуализированными знаниями, информацией, имеющими жизненно незамещаемое, стратегически неотложное и футурологически дальновидное значение.
Глобальная геологическая сила Человечества, его научная мысль как планетное явление (по В.И. Вернадскому, 1863 – 1945) – это структуры становящейся ноосферы.
Поэтому В.И. Вернадский считал ХХ век – веком ноосферы, начала ее реализации.
Институты развитой научной мысли, система образования, воспитания, просвещения граждан Отечества – это структуры живой ноосферы поколений этносов Человечества в регионах биосферы Земли.
По учению о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу поколений этносов человечества, каждый из нас, Граждан Суверенных государств глобального общества (ООН), живущих в регионах планеты, принадлежит к единой семье Homosapiensinstitutius. По уровню знаний, осознания нами ноосферного статуса в биосфере планеты мы является потенциальным, интуитивным, реальным субъектом, актором, агентом, фактором ноосферы в поколениях отечества.
Мы ВСЕ – гражданские коллеги по НООСФЕРЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТА, которую необходимо преобразовывать в структуру ноосферы.
Поэтому нам нужно учиться говорить на граждански общедоступном ЯЗЫКЕ СУБЪЕКТОВ НООСФЕРЫ, овладевающих АЗАМИ планетарной безопасности, обязательных для устойчивого развития нынешних и будущих поколений в нашем Доме.
Попробуйте САМИ определить – насколько отношения в обществе соответствуют принципам ноосферного подхода, ноосферологическим критериям гражданского управления, понимания целей упреждения угроз глобализации в родном отечестве.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех, заинтересованных в развитии ноосферной структуры общества, работающих на реализацию НООСФЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТЕЙ в поколениях, обеспечение нашей общей безопасности, достижение устойчивого развития нынешних и будущих поколений.
http://noocivil.esrae.ru/page/interbigencyclopedia
Леруа Эдуард. Происхождение человечества и эволюция разума, 1928 г. / Владимир Вернадский. Открытия и судьбы. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., Современник, 1993, с. 656 – 657.
Научное названиеHomoфеномену Человека в природе планеты ученый-натуралист, испытатель природы Карл Линней (1707 – 1778) дал в 1735 г., определение sapiens добавил после долгих размышлений – в 10-м издании Системы природы, 1758.
Борис Леонидович Личков (1888 – 1966); геолог, в 1927-1930 ученый секретарь Комиссии по изучению естественных производительных сил Академии наук СССР, близкий друг и коллега В.И. Вернадского.
См. Василенко В.Н. Академик В.И. Вернадский – И.В. Сталину (1943 Г.): Что и зачем нам нужно знать о ноосфере http://www.socionauki.ru/; http://www vgi.volsu.ru. Электронный альманах НООСФЕРА XXI века. Первый выпуск.
Вернадский В.И. Избранные произведения. Под ред. Акад. А.П. Виноградова. М., Изд-во АН СССР, 1954 -1960. Т. I – V. Вернадский Владимир. Пережитое и передуманное. Предисл. Э.М. Галимова; сост., коммент., предисл. С.И. Капелуш. - М.: Вагриус». 2007. К 150-летию В.И. Вернадского готовится к изданию собрание сочинений в 20 тт.
Бердяев Н.А. Судьба России. Сочинения. с. 59
Там же, с. 62
Там же, с. 98
Там же, с. 120 (выделение жирным курсивом – наше, В.В.Н.)
Название Homo ученый-натуралист, испытатель природы дал в 1735 г., а определение sapiens добавил после долгих размышлений – в 10-м издании Системы природы, 1758
Федякина Анна. Импорт с запашком // Российская газета, 25 октября 2013 г.
Какосфе́ра (др.-греч. κακός — «дурной, плохой» и σφαῖρα — «шар») - природная среда, изменённая деятельностью человека настолько, что в ней искажены природные связи и ограничена способность к восстановлению; область дисгармоничного развития биосферы. См. Заварзин Г.А. Антипод ноосферы // Вестник Российской академии наук. №7, 2003, с.627.
http://noocivil2012.jimdo.com/смысловедение; http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011221.htm
Субетто А.И. Ноосферное смысловедение. СПб. – Кострома, 2012, с. 16.
Проект Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества опубликован в первом выпуске НООСФЕРЫ XXI века.
Обоснование проекта ноосферной повестки дня России и государств ООН на XXI век опубликовано в электронном журнале «Ноосфера. Общество. Человек», 2012, № 9.
Вернадский Владимир. Пережитое и передуманное. М.: Вагриус». 2007, с. 87.