НООСФЕРА XXI ВЕКАВыпуск 2 |
Рецензия на электронный вариант книги В.И. Зорина
«Евразийская философия» (см. Академия Мудролюбия)
Актуальность и исключительная своевременность появления данной книги с анализом авторской концепции нового направления в философии – софиогонии, не вызывают сомнений. Книга представляет собой взвешенную и обоснованную попытку автора предложить оригинальные, глубоко продуманные ответы на «вечные» и, казалось бы, вполне решенные философские вопросы:
– Кто мы? Откуда мы? Куда идем?
– Что с нами происходит?
– Что ждет нас впереди?
– Имеем ли мы мужество и мудрость понять самих себя, разобраться в себе?
– Почему человек не может обойтись без мудрости философии?
– Что в мудрости является главным: мировоззрение или все же человековоззрение?
– В чем заключается смысл человеческого бытия?
– Что такое мудрость?
Конечно, эти вопросы волнуют не только нас, профессиональных философов, но и художников, писателей, деятелей культуры, многих «обычных» людей. Пожалуй, в самой постановке этих вопросов нет ничего необычного. Но, сформулировав эти «предельные» вопросы, нужно еще попытаться найти на них адекватные ответы.
С поиском ответов дело обстоит гораздо сложнее. Готовых ответов нет почти ни у кого, однако более или менее серьезные попытки дать их все же существуют, свидетельством чего являются интереснейшая книга В. И. Зорина, о которой и пойдет речь в настоящей рецензии.
Отмечу сразу, что таких мыслящих философов сейчас мало, поскольку быть им – это и призвание, и профессия, и образ жизни.
Добавим – и высокая позиция гражданина, обеспокоенного вызовами XXI века.
Безусловно, существует немало людей, которые обладают философским кругозором, начитанностью, эрудицией. Но как же невыразительно и проигрышно смотрятся они рядом с теми, кому действительно есть, что лично предъявить на суд взыскательному и требовательному профессиональному сообществу, особенно философскому, которое уже в силу своих сущностных характеристик нуждается в постоянном притоке и критическом обсуждении свежих идей, оригинальных концептов.
К таким мыслителям относиться и В. И. Зорин, предпринявший попытку реализации
собственного «большого исследовательского Проекта» – построение целостной концепции софиогонии как философии личностного достижения мудрости. Эту попытку мы находим удачной и состоявшейся. Опираясь на мощную источниковую базу, автор четко излагает свою инновационную концепцию, которая прослеживается в логике и результатах исследования.
Рассмотрим содержание книги более подробно, начав с выявления исторического контекста софиогонии – этого «нового крыла в евразийской философии», как ее довольно точно характеризует автор.
Конечно, софиогония появилась не на пустом месте. Глава 1 «Пролегомены к евразийской философии достижения мудрости» и Глава 2 «Генезис мудрости в истории философии» целиком и полностью посвящены анализу ее методологических предпосылок. Но одно-временно эти главы дают нам представление и об авторском видении того сложного пути, который проделала философия от древности до наших дней.
Автор выявляет основные противоречия этого пути, рассматривает позиции различных «партий», предлагавших весьма несхожие, а нередко – антагонистичные модели мироустройства, миростроения, типы философствования. Заслуживают внимания и предложенные автором критерии, позволяющие зафиксировать и понять специфику философского мышления, отделив его от других типов мышления (мифологического, художественного, религиозного и т. п.).
Полагаем, что В. И. Зорин великолепно справился с задачей собственного само-определения в смысловом пространстве философского дискурса, подтверждением чего является выявление им основных гносеологических предпосылок софиогонии, которые оказывают заметное влияние на логику всего исследования. Обращает на себя внимание и то, что автор корректно и бережно вводит в научный оборот источники, сравнительно малоизвестные российским философам, многие из которых просто «зациклены» на европоцентризме и текстах западных философов, что отнюдь не способствует расширению их профессионального кругозора.
Авторский «поворот к Востоку» вполне закономерен, поскольку совпадает с на-чалом изменения фаз большого исторического мегацикла. Этот мировой мегацикл характеризуется периодической сменой цивилизационных доминант в парадигме: Восток – Запад, где упадок Востока знаменует собой расцвет Запада и наоборот.
Безусловно, философу не дано знать конкретные сроки смены цивилизационных доминант, но ему вменяется опознавать знаки наступающих перемен.
Первой такой доминантой в мире была восточная – именно на Востоке сложилась первые в истории локальные цивилизации (ассиро-вавилонская, египетская, китайская, индийская), следовательно, оформились системные представления о мудрости, «тайном знании», о которых пишет автор.
Затем цивилизационная инициатива перешла к Западу, воплотившаяся в замечательных достижениях античности (античная мудрость, философия, в более широком контексте – культура). Гибель античного мира означало новое наступление Востока, которое продолжалось вплоть до XV века. Но одновременно – это расцвет средневековой философии, хотя автор совершенно обоснованно указывает на ее противоречивый, не вполне самостоятельный (подчиненный) и незавершенный характер. Отсюда напрашивается анализ «проблемы мудрости в средневековой философии» Запада в ее сравнении с более рафинированными, если можно так выразиться, формами духовных практик Востока.
Поэтому вполне логичным видится нам обращение автора к суфизму – этому мистическому поиску мудрости в рамках ислама. Кстати, очевидно определенное сходство духовных практик суфизма и исихазма, получившего распространение в Византии, но так и не достигшего своих вершин из-за исторического краха последней в том же XV веке. Примерно с этого же времени началась новая западническая форма модерна, начало которой совпадает с появлением гуманизма эпохи Возрождения и первыми фундаментальными открытиями в области естественных наук на заре Нового времени.
Далее автор академично излагает основные идеи русской философии. Среди оригинальных новаций автора следует упомянуть философско-герменевтическую репрезентацию взглядов Абая и Шакарима в системе софийного человековедения, мудрость в философии «живой этики», а также развернутую критику «бюрократического идеализма» (на наш взгляд, это очень верный концепт, точнее не скажешь!) в философии тоталитарного общества.
Автор предлагает глубокое понимание сущности тоталитаризма, свободное от каких-либо идеологических индоктринаций. Такой взвешенный подход выгодно отличает его позицию от многочисленных публикаций, тиражирующих концепции К. Фридриха, Зб. Бжезинского, Х. Аренд, Ф. Хайека, К. Поппера, имевших очевидную антиевразийскую направленность. Эти концепции, получившие в России исключительное призвание среди западнической интеллигенции, не являются научными. В период «холодной войны» они использовались в пропагандистских целях для оболванивания советской «образованщины», что стало одним из факторов идеологического краха СССР.
В наше время эти лживые концепции используются теоретиками и практиками «цветных революций» для дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве. Мы вполне солидарны с научной теорией тоталитаризма, предложенной автором. Полагаем, что данный подход имеет перспективу своей дальнейшей разработки. По существу мы можем только добавить, что западническая форма модерна, которая привела к становлению тоталитарных режимов и способствовала глубинной мутации самого духа философии как непрерывного поиска мудрости, длиться уже около 500 лет, но сегодня обнаружились ее тупики: экологические, нравственно-духовные, социокультурные.
Перед нами – «кризис-матрешка», осуществление которого является великим и невиданным доселе глобальным переломом. Мировая цивилизация находиться на перепутье. Вероятно, будущий цивилизационный сдвиг будет связан не просто с Востоком, а с решительным преобразованием внутренней среды человека, его системы ценностей, мотиваций, приоритетов. Об этом весьма убедительно пишет автор. А вот прав он или не прав в своих предположениях, покажет время.
В Главе 3 «Евразийская философия мудрости – возникновение, структура, значение» автор обращается к обоснованию новых смыслов философии, рассматривая духовные основы евразийского менталитета, выявляя особенности и характерные черты евразийской философии мудрости. Речь также идет об опознании им изменившегося глобального социального ландшафта, о новой методологии познания и действия в обстоятельствах, предъявленных историей. Дело в том, что смена устаревшего, не соответствующего современной эпохе и ее реалиям языка научного анализа, артикуляции новой социальной философии и формулирование внятного «евразийского проекта» – доктрины действий, учитывающей драматичные перемены, происходящие в социальном космосе, равно как завоевание интеллектуального и нравственного авторитета в мире – являются национальными императивами многих государств, расположенных на евразийском пространстве, по которому проходит «ось» мировой истории.
Особое место в системе новой сборки мира занимает Казахстан, причем не как государство, балансирующее между разными «центрами сил», а как одно из ключевых и фундаментальных звеньев велико-го территориального пояса, несущего смысловые конструкции современного мира. Во многом от судьбы современного Казахстана зависит, будет ли этот пояс тем, чем он был в веках – поясом, не столько разделяющим, сколько связывающим цивилизации Евразии, или же он окажется частью новой миросистемной конструкции, замкнутой на Евроатлантику, то есть государством, позволяющим евроатлантическим структурам контролировать Евразию изнутри. Чтобы этого не произошло, необходимо не только отойти от устаревших геополитических формул, но и продумать принципы, на которых мог бы осуществляться продуктивный диалог двух цивилизаций – российской и казахской, имеющих значительный период общей истории. Пожалуй, как раз-то здесь и требуется мудрость, о которой пишет автор.
Глава 4 имеет название «Мудрость как субстанция жизни». В ней автор предлагает оригинальную классификацию, в которой выделяются:
Космическая Мудрость (основа бытия Вселенной и человека);
Мудрость как социальная форма наследования достижений культуры;
Бытийное и философское понимание мудрости.
Выделяются многообразные формы и «лики мудрости», делается вывод о том, что в поиске мудрости заключается сущность философии. Представляется, что данная глава имеет особый интерес для ученых, специализирующихся в области философии науки. По ее прочтении можно сделать вывод о том, сферы науки и иных типов знания, вовлекаемые В. И. Зориным в эпистемологический анализ, «пульсируют» и изменяют свой объем под влиянием внешней динамики культуры и философской традиции, однако в процессе этих «пульсаций» происходит кристаллизация смыслов и закрепление многих концептов, то есть мудрости в понимании, предлагаемом автором.
Глава 5 «Ключи к тайне природы человека» посвящена выявлению сущности человеческой природы, поискам духовности, здоровью человека.
Ее логическим продолжением является Глава 6 «Креатология как учение о путях духовной самореализации человека».
Автор применяет разработанную им методологию анализа явлений культуры и задумывается о перспективах идейного синтеза философии, культурологии, психологии, антропологии, результатом чего является новый междисциплинарный подход, основанный на нетривиальных теоретических допущениях.
Отсюда – не только плюралистический взгляд на культуру как совокупность многообразных идейных ресурсов, но и формулировка целого ряда законов («закона личной философии как осознания смысла жизни и путей достижения успеха», «закона возможности выбора мыслей и действий», «закон управления собой и событиями во времени», «закон синергии усилий людей»).
Полагаем, что действие этих законов имеет важные практические последствия для любого человека и общества в целом. Ведь мысль, творчество, интеллектуальное усилие, власть – это энергии, сопричастные и практике, и деятельной метафизике.
Если следовать В. И. Зорину, то получается, что «мудрость – это важнейшая субстанция жизни». Это действительно так. Потому и люди – это не механизмы, а их судьба не фатальна. Автором предложен следующий теоретический постулат: «мудрость – смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – это сущность философии». Думается, что со временем данный постулат займет центральное место в парадигме философского знания.
Глава 7 «Мудрость как парадигма наступления духовного века» посвящена актуальным проблемам современности. Следует отметить, что интеллектуальная обеспокоенность современных мыслителей велика и очевидна. Особое беспокойство у них вызывает та весьма противоречивая социокультурная ситуация, которая складывается на планете. Противостоять ей может и должна интеллектуальная и моральная реформация человечества, благодаря которой, по замыслу В. И. Зорина, «мудрость должна стать целостной парадигмой наступления нового духовного века».
Поэтому необходимость вести интенсивный, содержательный разговор на данные темы давно назрела. Ибо главная задача интеллектуальной элиты (смыслократии) – стратегическое управление обществом, искусство рождать смыслы, образы будущего для себя и тех, кого она ведет. И при этом квалифицированно действовать в предложенных обстоятельствах. Ведь право на достойное будущее любой страны обеспечивается далеко не только конкурентоспособностью экономики или боеспособностью вооруженных сил. Скорее, эти качества – производное от калибра правящего класса, его интеллектуального и властного мастерства, ибо продукция элиты есть нематериальный, интеллектуальный, творческий, управленческий фермент – ген, «публичное благо», вокруг которого выстраивается общественный организм со всеми своими достоинствами и недостатками.
Следует признать верным тезис В. И. Зорина о том, что «мудрость народа и правящей элиты – фундамент стабильности и процветания страны». К данной мысли должны обязательно прислушаться серьезные и ответственные политики.
Конечно, предполагаемая автором реформация человечества как системы связана не только с процессами глобализации, о которой в наши дни пишут многие ученые. Мы вступаем в нестабильный мир, в котором обитает множество субъектов действия, различным образом понимающих и реализующих смысл своего бытия. Усложнение образа социального мира в начале XXI века отчасти напоминает пересмотр картины мира физического, который произошел в самом начале ХХ столетия и был отмечен рождением теории относительности, а также квантовой физики.
Не исключено, что XXI век станет веком софиогонии и «новым духовным веком». Кстати, еще великий русский философ-космист К. Э. Циолковский мечтал о «лучистом человечестве». Не достигли ли мы того порога, за которым мечты становятся явью?
Вследствие этого и вся наша антропологическая галактика (или, как пишет В. И. Зорин, «всечеловечество») перестает восприниматься как шахматная доска, расчерченная на клеточки чьей-то твердой рукой, где одна устойчивая мозаика социального порядка время от времени закономерно сменяет другую. Постепенно завоевывает признание заметно иной взгляд на планетарное сообщество, как на субстанцию энергийную, многофакторную, чрезвычайно подвижную, турбулентную.
Глава 8 «Основные тенденции эволюции человечества к обществу мудрости» носит проектно-прогнозный характер. При ее написании автор применяет методологию «активного представления будущего», базирующуюся на достижениях неклассической науки. Проектный взгляд на жизнь вообще характерен для актуального мирочувствования.
Предлагаются авторские варианты решения ряда глобальных проблем, а также логика трансформации ноосферного менталитета в софиосферный. Думается, что на авторский вопрос: «Евразийская цивилизация мудрости – возможна ли?» следует дать утвердительный ответ: «Да, возможна!». Но этот ответ отражает не реальность, «данную нам в ощущениях», а во многом лишь ее желаемое состояние, что позволяет начинать ее изменение уже «здесь и сейчас».
При вдумчивом прочтении работы В. И. Зорина вольно или невольно у читателя формируется такая установка: безусловно, социальные проблемы в разные времена решались по-разному, и один из инструментов переломных периодов – искусство интеллектуальной мобилизации и моральной реформации, когда удержание от зла, деградации и хаотизации имеет источник не вовне, а внутри страны и персоны. Потому сила верного действия, плодотворного порыва и умного слова – равно как живой мысли, опознающей актуальные обстоятельства, – из числа наиболее эффективных средств трансформации современного мира.
Общий вывод по рецензируемой работе состоит в следующем: это самостоятельное, завершенное, теоретически обоснованное и целостное глубокое философское исследование, доведенное до проектно-технологических решений, что особенно важно для современной науки.
Работа содержит новые идеи, расширяет горизонты действия философского познания основных проблем человека и современной цивилизации.
Философская концепция В. И. Зорина вносит значительный вклад в развитие современных философских и социально-гуманитарных наук.
Наибольшей ценностью этой работы является то, что она ориентирована на личность. Изучение основ софиогонии позволит личности гармонично развиваться и наиболее полно реализовать свои возможности в большинстве социальных сфер жизни.
Данное исследование предназначено для специалистов, аспирантов, студентов, а также для всех интересующихся философскими основаниями и социокультурными предпосылками трансформации современной цивилизации с позиций софиогонии – этого действительно нового крыла в евразийской философии.
НЕВЛЕВА Инна Михайловна