НООСФЕРА XXI ВЕКАВыпуск 2 |
ЛЕРУА, ЭДУАРД
ЛЕРУА, ЭДУАРД (Le Roy, Edouard) (1870–1954), французский философ, представитель католического модернизма. Сын гаврского судовладельца, Э.Леруа родился 18 июня 1870 в Париже. В 1892, после завершения среднего образования, поступил в Высший педагогический институт (Ecole Normale) на отделение естественных наук. В 1895 ему была присвоена степень агреже математики, а через три года он защитил докторскую диссертацию. После защиты преподавал математику в различных парижских учебных заведениях. В 1921 Леруа сменил Бергсона на кафедре философии в Коллеж де Франс, где преподавал до 1941. Член Академии моральных и политических наук с 1919, член Французской Академии с 1945.
Последователь Бергсона (о котором написал книгу Новая философия: Анри Бергсон – Une philosophie nouvelle: Henri Bergson, 1912), друг и единомышленник П.Тейяра де Шардена, Леруа создал эволюционную концепцию, в которой попытался согласовать католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Исходя из бергсоновской идеи жизненного порыва, рассматривал эволюцию как творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила, действующая мысль. С появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер, поскольку именно человек, наделенный сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы и тем самым совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Леруа впервые употребил в конце 1920-х годов термин «ноосфера»; концепцию ноосферы он разрабатывал совместно с П.Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятие стало ключевым также в концепции русского ученого В.И.Вернадского). Эволюционные идеи были изложены Леруа в работах Потребность в идеализме и факт эволюции (L'exigence idéaliste et le fait de l'évolution, 1927); Происхождение человека и эволюция интеллекта (Les origines humaines et l'évolution de l'intelligence, 1931); Введение в исследование проблемы религии (Introduction à l'étude du problème religieux, 1944); Догмат и критика (Dogme et critique, 1906); Опыт о первой философии (Essai d'une philosophie première, 2 vol., 1956–1958). Здесь рассматриваются также проблемы отношения науки и религии (их Леруа считает взаимодополняющими, поскольку наука дает религии обоснование, а религия завершает науку), интеллекта и интуиции. Последнюю проблему Леруа специально исследовал в работе Интуитивное мышление (La pensée intuitive, тт. 1–2, 1929–1930).
В книге Проблема Бога (Le problème de Dieu, 1929) Леруа излагает свой взгляд на поставленную здесь проблему, подвергая критике традиционные томистские доказательства существования Бога. Всякое подобное доказательство, полагает он, исходит из логической необходимости, но такой подход неприемлем, поскольку источником логической необходимости является сам Бог. Постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его нравственного бытия. Выявить и прояснить этот опыт должна философия.
Произведения Леруа неоднократно вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Тенденции к модернизму, выразившиеся в творчестве Э.Леруа (и других философов, к примеру Лабертоньера и Олле-Лапрюна), были осуждены папой Пием X в энциклике Pascendi в 1907.
Умер Леруа в Париже 11 ноября 1954.
Ирина Блауберг
ЛИТЕРАТУРА
Леруа Э. Догмат и критика. М., 1915