НООСФЕРА XXI ВЕКА

Выпуск 1

ГРАЖДАНСКИЙ МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ОТ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ – К ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАМ ООН ПО ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОКОЛЕНИЙ

(Ноосфернофутурологический комментарий по докладу Группы высокого уровня при Генеральном секретаре ООН к Рио+20 «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем»)

Принципы сохранения жизнеспособной планеты (биосферы Земли) и жизнеспособности людей (субъектов ноосферы государств в биосфере регионов планеты): ноосфернофутурологические комментарии и дополнения в доклад Группы высокого уровня ООН по глобальной устойчивости.

Доклад состоит из шести разделов, которые в том числе включают «Поощрение населения к принятию экологически рациональных решений», «Построение устойчивой экономики», «Укрепление институционального управления», а также «Призыв к действию».

С гражданской позиции субъектов ноосферы государств в биосфере регионов планеты, выражающей ноосферную природу, ноостатус, ноомисию народов в поколениях отечества, внесем ноосфернофутурологические уточнения в концепцю Доклада Групппы высокого Уровня при Генсеке ООН для Рио+20, дополнения в стратегически важнейшие оценки и институционально актуальные предложения в разделы.

Рассмотрим первую часть Доклада, которая называется «Видение Группы» и в которой составители описывают свое понимание устойчивого развития применительно к настоящему и будущему нашей планеты (с позиций ноосферного статуса граждан в поколениях отечества: видение группой планетарно Высшего уровня управления должно строиться не только на констатировании угроз, вызовов глобализации человечеству, а на адекватном угрозам понимании ноосферной природы, ноомиссии Человека разумного институционального в Доме планеты – среде жизни, мысли, деятельности субъектов геоцивилизации. Рамочный проект Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества предлагается в качестве концептуальной основы видения, понимания вызовов глобализации поколениям, позволяющей упреждать угрозы в политических институтах).

1. Сегодня наша планета и наш мир переживают наилучшие и вместе с тем наихудшие времена. В мире наблюдается небывалое процветание, в то время как планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса (авторы не показывают причины кризиса, возможно ли его предупреждение и кто должен нести ответственность за рост угроз глобализации народам государств). Усиливается неравенство между богатыми и бедными мира, и более миллиарда человек по-прежнему живут в нищете. Во многих странах нарастают волны протеста, которые отражают всеобщее стремление к более благополучному, справедливому и устойчивому мироустройству.

2. Ежедневно люди, предприятия и правительства принимают миллионы решений, делая свой выбор (при классово-формационной модели управления жизнеустройством народонаселения государств планеты выбор делают институты власти и управления, а не собственно институты гражданского общества, или его представители). Наше общее будущее определяется всеми этими решениями о выборе. С учетом массы перекрывающихся задач, стоящих перед миром, сейчас, как никогда прежде, настоятельно необходимо, чтобы мы приняли меры к реализации принципов повестки дня устойчивого развития. Пришла пора приложить поистине глобальные усилия к обеспечению людям, рынкам и правительствам возможности сделать свой рациональный выбор ( в условиях глобализации принципы футурологически рационального выбора должны соответствовать ноосферной природе Человека разумного в экосистемах регионов биосферы – среды жизни, мысли, деятельности поколений граждан человечества на территории государства глобального общества (ООН). Ноосферная природа (начала) Человека разумного институционального реализуется в понимании роли, функции экологических знаний об устойчивости регионов биосферы – Дома жизни народов планеты, учитываемой в законах разумного жизнеустройства граждан на территории отечества.

С точки зрения ноосферного подхода экологически устойчивое развитие государств в регионах биосферы Земли означает в использовании ресурсов планеты разумно сочетать интересы нынешних поколений с потенциалом жизнеспособности поколений будущих. В Докладе Группы высокого уровня ООН «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей»выражен экологический императив безопасности нынешних и будущих поколений граждан государств, который должен определять цели, волю принятия решений власти в Доме жизни человечества).

3. Задача по интеграции экономических, социальных и природоохранных аспектов развития в интересах достижения устойчивости была четко сформулирована четверть века назад. Сейчас настала пора реализовать ее. Возможности перемен широки. Мы не пассивные, беспомощные жертвы обезличенных детерминистских сил истории. И самое интересное — это то, что мы можем выбрать свое будущее (не мы, граждане своих отечеств в семье человечества, выбираем футурологический устойчивую стратегию развития).

4. Стоящие перед нами задачи велики, но таковы же и новые возможности, которые открываются, когда мы устремляем новый и свежий взгляд на старые проблемы (новый и свежий взгляд должен соответствовать ноосферной природе, ноостатусу Человека в биосфере Земли – среде разумной жизни, мысли, деятельности, принятия решений, согласующих интересы нынешних и будущих поколений). Такие возможности включают в себя технологии, способные оградить нас от опасностей планетарного масштаба, новые рынки, новые темпы роста и новые рабочие места, образующиеся в связи с появлением инновационных товаров и услуг, и новые подходы к государственным и частным финансам, которые могут реально избавить людей от пут нищеты.

5. Правда заключается в том, что устойчивое развитие по существу сводится к вопросу о возможностях людей определять свое будущее, требовать соблюдения своих прав и поднимать беспокоящие их вопросы. Демократическое правление и полное соблюдение прав человека являются ключевыми предпосылками расширения возможностей людей в части рационального выбора. Народы мира просто не потерпят продолжающейся деградации окружающей среды и сохраняющегося неравенства, которые подрывают глубоко укоренившиеся универсальные принципы социальной справедливости. Граждане более не будут считать правительства и компании, нарушающие свой общественный договор с ними, гарантами стабильного будущего для всех. В более широком смысле, управление на международном, национальном и местном уровнях повсюду в мире, равно как и гражданское общество и частный сектор должны в полной мере учитывать требования будущего с устойчивым развитием. В то же время необходимо поощрять местные общины к активному и последовательному участию в формировании, планировании и осуществлении политики обеспечения устойчивости. Центральным элементом этого является вовлечение молодых людей в общественную жизнь, политику и экономическую деятельность.

6. По этой причине долгосрочное видение Группы высокого уровня по глобальной устойчивости предполагает искоренение нищеты, уменьшение неравенства, обеспечение всестороннего роста и рационализацию производства и потребления при одновременной борьбе с изменением климата и сохранении пограничных значений целого ряда других параметров планетарного характера. Это еще раз подтверждает значение знакового доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 году Всемирной комиссией по вопросам окружающей среды и развития (приложение к документу А/42/427 Организации Объединенных Наций), который известен всем как «доклад Брундтланд».

7. Но тогда что же необходимо сделать для того, чтобы действительно изменить положение населения мира и жизнь планеты к лучшему? Мы должны правильно представлять себе масштабы этого вызова. Нам необходимо признать, что к числу факторов, обусловливающих его, относятся нерациональный образ жизни, нерациональные модели производства и потребления и последствия роста народонаселения (по ноосферному статусу, ноомиссии граждан в поколениях беда не в росте населения, а – угрозах снижения жизнеспособности биосферы и жизнеспособности народов). С учетом того, что население мира увеличится к 2040 году с 7 миллиардов до 9 миллиардов человек, а численность потребителей среднего класса возрастет за последующие 20 лет на 3 миллиарда человек, спрос на ресурсы будет повышаться в геометрической прогрессии. К 2030 году потребность населения мира в продовольствии увеличится не менее чем на 50 процентов, в энергии — на 45 процентов, а в водных ресурсах — на 30 процентов, и все это будет происходить в тот момент, когда пороговые показатели состояния окружающей среды налагают новые ограничения на предложение. В не меньшей степени это характерно и для изменения климата, которое сказывается на всех аспектах благополучия человека и планеты.

8. Нынешняя модель глобального развития нерациональна (она неадекватна ноосферной природе, ноостатусу, ноомиссии человека в биосфере). Мы более не можем исходить из того, что наши коллективные действия не достигнут критической точки по мере превышения пороговых показателей состояния окружающей среды, создающего опасность причинения непоправимого ущерба экосистемами и человеческому обществу. В то же время такие пороговые показатели не должны использоваться для установления произвольных предельных параметров роста для развивающихся стран в интересах обеспечения возможности вызволить их население из нищеты. Если мы не решим дилемму устойчивого развития, мы рискуем обречь не менее 3 миллиардов членов нашей человеческой семьи на жизнь в условиях эндемической нищеты. Ни один из этих результатов неприемлем, и нам необходимо найти новый путь для продвижения вперед (ноосферный вектор).

9. Четверть века назад в докладе Брундтланд вниманию международного сообщества была предложена концепция устойчивого развития как новая парадигма экономического роста, социального равенства и экологической устойчивости. В докладе утверждалось, что устойчивое развитие может быть достигнуто на комплексной программной основе, охватывающей эти три составляющие. Доклад Брундтланд был правилен тогда и остается таковым и по сей день. Проблема заключается в том, что 25 лет спустя устойчивое развитие по-прежнему является общепринятой концепцией, а не повседневной, приближенной к жизни практической реалией. Группа задалась вопросами, почему это так и что можно предпринять на данном этапе для изменения этого.

10. Группа пришла к заключению, что существует два возможных ответа. Оба они верны и взаимосвязаны. Устойчивое развитие, несомненно, пострадало от недостатка политической воли (в соответствии с ноосфернофутурологическим подходом к сохранению потенциала жизнеспособности биосферы – условия жизнеспособности поколений, - политическую волю должен определять экологический императив перехода от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым). Трудно приводить доводы против принципа устойчивого развития, но стимулы к его реализации на практике ограничены, поскольку наши меры, политика и институты несоразмерно ориентированы на ближайшую перспективу. Иными словами, дивиденды политики являются долгосрочным, охватывая зачастую разные поколения, а политический вызов нередко требует незамедлительных действий.

11. Имеется и еще один ответ на упомянутый вопрос о том, почему устойчивое развитие не реализовано на практике. Этот ответ мы предлагаем с неподдельным энтузиазмом: концепция устойчивого развития еще не является предметом ключевых национальных и международных дебатов по вопросам экономической политики. Большинство ответственных за принятие экономических решений продолжают считать, что устойчивое развитие не входит в число их основных обязанностей в области макроэкономического управления и других направлений экономической политики. А ведь учет природоохранных и социальных вопросов в экономических решениях является залогом успеха (при классово-формационном жизнеустройстве государств понятие устойчивое развитие толкуется во власти и структурах бизнеса как устойчивый экономический рост, в том числе за счет экологических нарушений).

12. Слишком долго экономисты, социальные активисты и ученые-экологи говорили, не слыша друг друга, — практически на разных языках или, по крайней мере, на разных диалектах. Пришло время объединить дисциплины, найти общий язык для обсуждения проблем устойчивого развития, который не признает границ между противоборствующими лагерями. Иными словами, необходимо перенести парадигму устойчивого развития в плоскость основных экономических показателей. Это сильно затруднит попытки политиков и ответственных за определение политического курса игнорировать его (понимание ноосферной природы Человека в биосфере планеты, осознание необходимости императивно учитывать законы природы в законах управления жизнеустройством народонаселения территории позволяет найти единый язык, выраженный в принципах Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества, подчиненной достижению устойчивого развития).

13. По этой причине Группа считает, что международному сообществу необходимо то, что некоторые именуют «новой политической экономией» устойчивого развития (по ноосферному статусу, ноомиссии гражданства в поколениях политическая экономия устойчивого развития – это ноосферно ориентированная политическая экономия государств. Ноосферная политэкономия должна «замещать» классово-формационные подходы политэкономий капитализма и социализма, обеспечивая равную безопасность поколений граждан Здесь / Сейчас с футурологическими целями сохранения жизнеспособности биосферы и субъектов глобального общества Вчера – Сегодня – Завтра). Это означает, например, радикальное укрепление взаимосвязи между экологией как наукой и природоохранной политикой; признание того, что в некоторых вопросах окружающей среды, таких как изменение климата, имеет место «сбой рыночного механизма», для устранения которого требуется регулирование и то, что экономисты квалифицировали бы в качестве определения стоимости «внешних факторов воздействия на окружающую среду», при одновременном прояснении экономических, социальных и природоохранных издержек действия и бездействия; признание важного значения инноваций, новых технологий, международного сотрудничества и инвестиций в порядке реагирования на эти проблемы, способствующих повышению благосостояния; признание необходимости согласования метода количественной оценки экономических издержек продолжительного социального отчуждения, — в частности, издержек отказа от обеспечения женской занятости; признание того, что одни только частные рынки, возможно, будут не в состоянии генерировать необходимый объем ресурсов для надлежащего урегулирования кризиса в области продовольственной безопасности; и установление требования для международных учреждений, национальных правительств и частных корпораций предоставлять отчетность о ежегодных показателях своей деятельности в сфере устойчивого развития в сопоставлении с согласованными критериями устойчивости. Мы должны также признать, что в этом заключается один из основных вызовов самой политике. До тех пор пока политический процесс не будет в состоянии в равной мере охватить всю парадигму устойчивого развития, ни о каком прогрессе не может быть и речи (по ноосферному статусу, ноомиссии граждан в поколениях для преодоления противоречий в выборе стратегии глобализации ООН должна принять рамочный проект Ноосферной Декларации безопасности граждан глобального общества).

14. Объем инвестиций и масштабы инноваций, развития технологий и создания рабочих мест, требующиеся для устойчивого развития и искоренения нищеты, выходят за рамки возможностей государственного сектора. В этой связи Группа выступает за использование возможностей экономики обеспечивать всесторонний и устойчивый рост и создавать ценности, выходя за пределы узких концепций благосостояния. Рынки и предпринимательство станут одним из основных движущих факторов принятия решений и экономических преобразований. Группа обращает внимание наших правительств и международных учреждений на задачу по укреплению взаимодействия в решении общих проблем и отстаивании общих интересов. Количественные изменения возможны в тех случаях, когда преисполненные готовности участники объединяют свои усилия в составе перспективных коалиций и играют ведущую роль в стимулировании устойчивого развития.

15. Группа придерживается того мнения, что применение нового подхода к политической экономии устойчивого развития позволит нам перенести парадигму устойчивого развития с периферии глобальных экономических дебатов в их центр. Таким образом, станут очевидными издержки как действия, так и бездействия. Только в этом случае в рамках политического процесса можно мобилизовать и аргументы и политическую волю, необходимые для построения устойчивого будущего.

16. Группа призывает применять такой новый подход к политической экономии устойчивого развития в интересах решения проблем в этой области новаторским и эффективным образом. Тот факт, что концепция устойчивого развития верна, самоочевиден. Наша задача заключается в демонстрации того, что она еще и рациональна и что издержки бездействия намного перевешивают издержки действия.

(По ноосферному статусу, ноомиссии народов в поколениях индикатором действия и/или бездействия является отношение граждан, органов власти к депопуляции в семье и отечестве. Концептуальной и институциональной основой стратегии переноса парадигмы устойчивого развития с периферии глобальных экономических дебатов в их центр может стать принятие рамочного проекта Ноосферной Декларации безопасности граждан глобального общества – первого шага на пути к принятию Ноосферной этико-экологической Конституции человечества).

17. В докладе Группы вынесен целый ряд конкретных рекомендаций по продвижению нашего видения устойчивой планеты, справедливого общества и растущей экономики:

а) крайне важно, чтобы мы поняли новую взаимосвязь между продовольствием, водными ресурсами и энергетикой, а не рассматривали их в качестве разрозненных элементов. Необходима полная интеграция всех трех элементов, которые не следует рассматривать по отдельности, если мы хотим урегулировать глобальный кризис в области продовольственной безопасности. Пришла пора второй «зеленой» революции — «вечнозеленой революции», — которая позволит удвоить урожайность, основываясь при этом на принципах устойчивости;

b) настало время решительных глобальных действий, в том числе в форме глобальной научной инициативы, для укрепления взаимодействия между наукой и политикой (по ноосферному статусу, ноомиссии народов в поколениях необходимо конституционное признание экологического статуса граждан в биосфере планеты, в котором выражен реальный учет ноосферной миссии науки, системы образования поколений в природном доме и, позволяющей футурологически упреждающе учитывать угрозы, вызовы безопасности в приоритетах стратегии глобального взаимодействия сообществ человечества с природой). Нам необходимо определить с научной точки зрения, что подразумевают ученые под «планетарными границами», «пороговыми показателями состояния окружающей среды» и «критическими точками». Первоочередное внимание следует уделять нынешним проблемам морской среды и «голубой экономики»;

с) большинство товаров и услуг, реализуемых сегодня не отражают всех природоохранных и социальных издержек производства и потребления. Основываясь на научных принципах, мы должны со временем согласовать методики надлежащего ценообразования в этой области. Определение величины внешних факторов воздействия на окружающую среду может способствовать открытию новых возможностей для экологичного роста и создания экологичных рабочих мест;

d) урегулирование проблем социального отчуждения и растущего социального неравенства также требует оценки, определения связанных с ними издержек и принятия ответственности за них. Следующим шагом является изыскание путей решения этих критически важных вопросов, которые позволили бы достичь лучших результатов для всех;

е) основной акцент необходимо сделать на обеспечении равенства. Развивающимся странам требуется время, а также финансовая и техническая поддержка для перехода к устойчивому развитию. Мы должны расширять права и возможности всех слоев общества, в особенности женщин, молодежи, безработных и наиболее уязвимых и слабых категорий населения. Надлежащее использование демографического дивиденда требует от нас вовлечения молодых людей в общественную жизнь, политику, трудовые взаимоотношения и развитие бизнеса;

f) для любого серьезного изменения курса на устойчивое развития требуется гендерное равенство. Половина совокупного интеллекта и потенциала человечества представляет собой ресурс, который мы должны стимулировать и развивать в интересах целого ряда последующих поколений. Следующий этап глобального роста можно вполне обеспечить за счет расширения экономических прав и возможностей женщин;

g) многие считают, что если процесс не поддается оценке, то им невозможно управлять. Международное сообщество должно оценивать развитие не только по валовому внутреннему продукту (ВВП) и выработать индекс устойчивого развития или комплекс показателей (в рамочном проекте Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества выражено современное понимание учения о биосфере, концепции эволюции биосферы в ноосферу, принципы которой должно быть конституционно закреплены в ноосферном статусе, ноомиссии народов в поколениях. Нормы безопасности поколений определяют индикаторы устойчивого развития цивилизации);

h) для финансирования устойчивого развития требуется задействовать целый ряд новых источников капитала как в частном, так и государственном секторах. В этих целях необходимо мобилизовать больший объем государственных средств и использовать мировой и национальный капитал для привлечения мирового частного капитала посредством создания соответствующих стимулов. Официальная помощь в целях развития также сохранит свое исключительно важное значение для удовлетворения потребностей низкодоходных стран в области устойчивого развития;

i) правительства и административные органы всех уровней должны перейти от изолированного мышления к комплексному менталитету и формированию политики (преодолевать изолированное и однополушарное мышление помогает ноосферная парадигма науки и системы образования). Им следует поставить устойчивое развитие во главу своих планов действий и бюджетов и обратить внимание на инновационные формы международного сотрудничества. Города и местные общины призваны сыграть важную роль в деле реализации планов действительно устойчивого развития на местах;

j) исключительно важная роль принадлежит международным учреждениям. Необходимо повышать эффективность международного управления в сфере устойчивого развития на основе более динамичного использования существующих организаций и изучения возможности создания всемирного совета по вопросам устойчивого развития и принятия целей в области устойчивого развития (эта цель изложена в принципах Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества);

k) правительствам и международным организациям следует увеличить объем ресурсов, выделяемых на цели адаптации и уменьшения опасности бедствий, и включать мероприятия по обеспечению жизнестойкости в свои бюджеты и стратегии развития;

l) правительства, рынки и население не должны ограничиваться краткосрочными планами действий и краткосрочными политическими циклами. Стимулы, ориентированные ныне на поощрение принятия краткосрочных решений, должны быть изменены. Выбор рациональных мер нередко сопряжен с более высокими издержками начального периода, чем деятельность, осуществляемая в обычном порядке. Необходимо обеспечить большую физическую и материальную доступность и привлекательность таких мер как для малообеспеченных потребителей, так и низкодоходных стран.

18. Группа считает, что человечество в состоянии и готово сделать свой выбор на будущее. В этой связи она преисполнена надежд. Все великие свершения в истории человечества начинались с видения, которое затем становилось былью. Видение глобальной устойчивости, направленное на обеспечения жизнестойкости планеты жизнестойких людей, ничем от них не отличается (императивы жизнестойкости планеты жизнестойких выражены в рамочном проекте Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества, которая должна стать началом подготовки и принятия Ноосферной этико-экологической Конституции человечества).

19. В 2030 году ребенку, родившемуся в 2012 году — в год публикации нашего доклада, исполнится 18 лет. Будет ли у нас достаточно сил и средств в эти годы для того, чтобы обеспечить этому ребенку устойчивое, справедливое и жизнеспособное будущее, которого заслуживают все наши дети? Настоящий доклад представляет собой попытку дать ответ на этот вопрос.


Группа высокого уровня Генерального секретаря ООН по глобальной устойчивости (2012 год) «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем. Обзор» Нью-Йорк, ООН

Редакция НООСФЕРЫ XXI ВЕКА ПРОСИТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ вносить свои предложения в ПОВЕСТКУ ДНЯ ГРАЖДАН ОТЕЧЕСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, без которых НЕВОЗМОЖНО ОБЕСПРЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИВУЩИХ И НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ.

ПРИГЛАШАЕМ НООСФЕРНЫХ КОНСТРУКТОРОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!

ПОЛИТИКА – СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ЧТОБЫ ГРАЖДАНЕ ОТЕЧЕСТВ МОГЛИ ЕЕ ДОВЕРЯТЬ ТОЛЬКО ОДНИМ ПОЛИТИКАМ.

ПОЛИТИКА – ЭТО НЕ ИССКУСТВО ВОЗМОЖНОГО, А ИМПЕРАТИВ СТРАТЕГИЧЕСКИ НЕОТЛОЖНОГО И ФУТУРОЛОГИЧЕСКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАРОДОВ ЗЕМЛИ

БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ – ЭТО ГЛАВНАЯ НАША ЗАБОТА

Возврат на главную страницу / на страницу номера