НООСФЕРА XXI ВЕКАВыпуск 1 |
300-летию Михаила Васильевича Ломоносова (1701 – 1765) и 150-летию Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945)
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (ИДЕИ, ПРОБЛЕМЫ, ГИПОТЕЗЫ)
Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А.
Содержание и расширенная аннотация книги (синопсис)
Монография подготовлена на Факультете глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, в Центре исследований глобальных процессов и устойчивого развития Российского торгово-экономического университета и на кафедре социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Ключевые слова: антропный принцип в космологии, безопасность, внеземные цивилизации, глобальное управление, глобальный эволюционизм, глобальные процессы, информация, космоглобалистика, Мультиверс, наука, образование, ноосфера, освоение космоса, самоорганизация, синергетика, социоприродное развитие, супермагистраль, темная материя, устойчивое развитие, футуризация, эволюционная глобалистика.
Global evolutionism is the foundation of modern scientific outlook and shapes our concepts of global (universal) evolution, with self-organizing material systems being a continuous process of progressive development in the visible Universe. The book suggests an original approach to the issues of global evolution, reveals the essence of planetary and universal evolution and outlines main methods and principles for their analysis. Considerable attention is paid to the forms of the dark matter and their impact on evolution, to the anthropic cosmological principle and prospects of co-evolutionary development of civilizations and the Universe. Another important problem concerns the evolution of global processes, especially social-and -natural ones which are regarded in the context of future planetary transition to sustainable development and the formation of the noosphere.
Key words: anthropic principle in cosmology, cosmoglobalistiсs, dark matter, education, evolutionary global studies, extraterrestrial civilizations, futurization, global governance, global evolutionism, global processes, information, Multiverse, noosphere, safety, science, self-organization, social and natural development, space exploration, superhighway, sustainable development.
Содержание
Введение |
Глава I . Концептуальные основания глобального эволюционизма |
1.1. О категориях развития и эволюции: системный подход |
1.2. Генезис и содержание концепции глобальной эволюции |
1.3. Эволюция и информация: универсальный критерий и вектор глобальной самоорганизации |
1.4. Синергетическая модель глобальной самоорганизации |
1.5. Социоприродный ракурс глобальной эволюции: этапы, формы, модели |
Глава II . Формы темной материи и глобальная эволюция |
2.1. Основные формы бытия материи |
2.2. Темная материя, эволюция, информация
|
2.3. Принцип целостности темпомиров и феномен инфляционной футуризации |
2.4. Влияние темной материи на глобальную эволюцию |
2.5. Фундаментальные категории науки и проблема познания темной материи |
Глава III . Основные принципы глобального эволюционизма |
3.1. Общие принципы глобального эволюционизма |
3.2. Глобальный эволюционизм в контексте взаимосвязи принципов сохранения и изменения
|
3.3. Социоприродные принципы глобального эволюционизма |
3.4. Антропокосмизм: социоприродное содержание и генезис |
3.5. Антропный принцип в космологии: становление и трактовки |
3.6. Информационно-синергетический ракурс антропного принципа |
3.7. Системно-философское видение антропного космологического принципа |
Глава IV . На пути к «устойчивой» социоприродной эволюции |
4.1. Объективная необходимость глобального перехода к устойчивому развитию |
4.2. Концептуальное моделирование устойчивого будущего |
4.3. Устойчивое развитие и проблема безопасности |
4.4. Проблема будущего и устойчивое развитие. Темпоральная целостность социоприродной эволюции |
Глава V. Эволюция глобальных процессов и систем |
5.1. Глобальные исследования: перспективы расширения предметного поля
|
5.2. Эволюционный подход в глобалистике |
5.3. Социоприродная коэволюция как процесс глобального развития |
5.4. Проблема формирования глобального управления |
5.5. От планетарных к космическим процессам глобальной эволюции: становление космоглобалистики |
Глава VI . Ноосферные перспективы социоприродной эволюции |
6.1. Нооглобалистика: становление сферы разума как глобально-эволюционный процесс
|
6.2. На пути к ноосферной науке |
6.3. Глобально-ноосферные трансформации образования |
6.4. Формирование ноосферного интеллекта и управления |
Глава VII. Социокосмический этап глобальной эволюции |
7.1. Взаимодействие космоса и общества: Большой социальный взрыв |
7.2. Перспективы освоения Вселенной и становление космической цивилизации |
7.3. Социальная ступень эволюции: «глобальная методология» исследования проблемы внеземных цивилизаций |
7.4. Космическое будущее человечества: гибель или бессмертие? |
7.5. «Постсоциальные» перспективы глобальной эволюции |
Заключение |
Contents
Introduction
Chapter I. CONCEPT FOUNDATIONS OF GLOBAL EVOLUTIONISM
1.1. Categories of development and evolution: system approach
1.2. Genesis and global evolution concept
1.3. Evolution and information as universal criteria and vector of global self-organization
1.4. Synergetic model of global self-organization
1.5. Socio-natural outlook on global evolution: stages, forms, models
Chapter II. DARK MATTER AND GLOBAL EVOLUTION
2.1. Main forms of matter existence
2.2. Dark matter, evolution, information
2.3. Temporal worlds integrity and phenomenon of inflationary futurization
2.4. Influence of dark matter on global evolution
2.5. Dark matter cognition and fundamental science categories
Chapter III. PRINCIPLES OF GLOBAL EVOLUTIONISM
3.1. General principles of global evolutionism
3.2. Global evolutionism in the context of correlation between conservation and innovation
3.3. Socio-natural principles of global evolutionism
3.4. Anthropocosmism: socio-natural content and genesis
3.5. Anthropic principle in cosmology: formation and approaches
3.6. Informational and synergetic perspective of anthropic principle
3.7. Philosophical and systematic vision of anthropic cosmological principle
Chapter IV. SUSTAINABLE SOCIO-NATURAL DEVELOPMENt
4.1. Objective necessity of global transition to sustainable development
4.2. Conceptual basis of modeling the sustainable future.
4.3. Sustainable development and security problems
4.4. Sustainable development and the challenge of the future. Temporal integrity of socionatural evolution
Globaly.indb 613 20.04.2012 12:50:54
Chapter V. EVOLUTION OF GLOBAL SYSTEMS AND PROCESSES
5.1. Global studies: towards wider subject matter
5.2. Evolutionary approach in global studies
5.3. Socio-natural co-evolution as global development process
5.4. Formation of global governance
5.5. From planetary processes of global evolution to cosmic ones: the becoming of cosmoglobalistics
Chapter VI. NOOSPHERE AND SOCIO-NATURAL EVOLUTION PERSPECTIVES
6.1. Nooglobalistics: formation of noosphere and global evolutionary trends
6.2. Towards noospheric science
6.3. Global noosphere transformations and education
6.4. The future of noosphere intellect and management
Chapter VII. SOCIO-COSMIC STAGE OF GLOBAL EVOLUTION
7.1. Interaction between society and space. Big Social Bang
7.2. Exploration of the Universe and formation of cosmic civilization: global outlook
7.3. Social evolutionary stage: global methodology and extraterrestrial civilizations
7.4. Cosmic future of humanity: death or immortality?
7.5. “Post-social” perspectives of global evolution
Conclusion
Глобальный эволюционизм представляет собой общенаучную концепцию и интегративно-трансдисциплинарный подход к пониманию в основном прогрессивного развития материи, существенно отличающийся от картины прежнего видения процессов эволюции. Парадигма и концепция глобального эволюционизма имеют общенаучный характер, являясь примером становления и развертывания междисциплинарно-интегративных процессов в современном познании. Ранее доминирующие представления о развитии, хотя и опирались в той или иной степени на отдельные научные дисциплины, в которых уже отчетливо проявлялся эволюционный аспект (прежде всего, биологию, геологию и астрономию), тем не менее, в существенной степени оказывались умозрительно-философскими, которые не давали целостного образа феномена.
Глобальная эволюция – это перманентная самоорганизация материальных систем, проявляющаяся в неживой природе, живом веществе и обществе, продолжающаяся в социоприродной форме и происходящая в вещественном фрагменте Вселенной. Результатом этой эволюции является единственная, по предположению авторов, во Вселенной траектория, названная супермагистралью глобально-эволюционных процессов.
Глобальная эволюция – это уникальный и необратимый процесс непрерывной самоорганизации в природе и самой природы, «эстафета» прогрессивного развития которой передана обществу. Появление последнего как бы предполагает, что дальнейшее продолжение главной траектории (супермагистрали) глобальной эволюции переходит к социальной ступени эволюции, и природа уходит на задний план. Между тем глобальная эволюция даже с участием социального разума все же остается в основном естественным, природным процессом, и лишь в определенной небольшой своей части – социоприродным, а не просто социальным феноменом. Социальная эволюция, на которой акцентируют внимание общественные науки, есть лишь исторически обусловленное абстрагирование от реально происходящих социоприродных процессов эволюции, хотя, конечно, не всегда связанных с глобальной зволюцией.
Эволюция понимается в широком смысле – как процесс спонтанной самоорганизации (либо самодезорганизации, а также других форм развития) материальных систем, направленные и в основном необратимые изменения их структуры и содержания, включающие как восходящие и нисходящие ветви, так и другие составляющие, например, структурные (одноплоскостные) изменения. Эволюция Вселенной и глобальная эволюция как непрерывная самоорганизация материальных систем, начинается с Большого Взрыва примерно 13,7 млрд лет тому назад из сверхплотного образования (начальной космологической сингулярности). Знания об этой эволюции базируются лишь на изучении нескольких процентов от массы (энергии) всей Вселенной, включая только барионную форму материи. Остальная скрытая от нас, невидимая – «темная» часть Вселенной (включающая темную энергию и скрытую массу, составляющих около 96% энергии мироздания), длительное время была вне поля зрения ученых.
Темная масса, или скрытое вещество – это невидимый фрагмент, занимающий около четверти массы Вселенной, со средней плотностью массы 2•10-30 г/см3, совокупность тяготеющих сверхплотных объектов, состоящих из предполагаемых сверхтяжелых элементарных частиц неизвестной пока природы, в которой есть изменения, но нет эволюции (по современным представлениям). Темная энергия, занимающая около трех четвертей материального содержания Вселенной, представляет состояние космической среды, для которой характерна постоянная во времени и пространстве плотность энергии 7•10-30 г/см3, что больше всех других основных форм материи. Эта форма темной материи, которая, скорее всего, является космическим вакуумом, создает антигравитацию, вызывающую расширение Вселенной с ускорением в современную космологическую эпоху, которое может быть представлено как продолжение Большого Взрыва.
В глобальную эволюцию, по мнению авторов, вряд ли следует включать «темную» часть нашей Вселенной, имеет смысл ограничить эту эволюцию и любые другие эволюционные процессы во Вселенной лишь барионными формами материи, т.е. вещественной, светящейся ее частью. Это связано с тем, что «темная» часть Вселенной практически не эволюционирует в том смысле, какой современная наука придают понятию «эволюция» при изучении видимой части Вселенной. Ведь эти понятия предполагают, что соответствующим формам материи и их конкретным материальным образованиям присущи направленные изменения содержания системы, как правило, необратимые (чтобы сохранить их энтропию). Однако мы не имеем научных знаний о таких изменениях в «темной» части материи, хотя можно предположить, что они могут существовать, но в необычном и пока непонятном для нас виде (мы назвали такие изменения «протоэволюцией» - близким к понятию эволюции в видимой Вселенной). Поэтому астрофизики, космологи и философы, изучающие и интерпретирующие феномен темной материи, склоняются к выводу о том, что эта часть нашей Вселенной не эволюционирует (но вместе с тем оказывает существенное влияние на глобальную эволюцию), несмотря на то, что происходят определенные изменения, например, в темной массе. Речь может идти о каких-то пока неизвестных науке законах распределения форм материи во Вселенной (наподобие негэнтропийной пирамиды), которые «требуют» для большей части мироздания покоя как доминирующей формы бытия, на котором базируется и «возвышается» эволюционирующая часть всего существующего.
Эволюционные процессы, с этой нетрадиционной точки зрения, – это наиболее редкие во Вселенной (а, возможно, и в Мультиверсе как совокупности множества параллельно существующих минивселенных – «локальных» вселенных вместе с некоей прасредой, из которой они произошли), «преследующие» общую для всех материальных образований «цель» – своего самосохранения. Но это самосохранение как преобладающий «аттрактор бытия» достигается наиболее необычным для большей части неэволюционирующей материи способом – через самоорганизацию, которая также преследует «цель увековечения» уже существующих материальных образований. Именно для этого им, находящимся в устойчивом неравновесии, приходится изменяться и эволюционировать через самоорганизацию, увеличивая информационное содержание за счет вещественно-энергетических и информационных потоков окружающей среды, различными способами понижая энтропию. Эволюция через самоорганизацию – это основной способ самосохранения материальных систем в видимой Вселенной, который и формирует супермагистраль глобальной эволюции. Однако вряд ли можно говорить о «самоорганизующейся Вселенной» или доминирующем в ней прогрессивном развитии, как это предполагали некоторые ученые. Перманентно-прогрессивная направленность присуща только особой траектории, которую мы здесь именуем супермагистралью глобальной эволюции.
Именно на этой траектории реализуются принципы, тенденции и закономерности перманентно-прогрессивного развития, которые носят универсально-инвариантный характер и, благодаря им, можно понять и объяснить появление жизни и разумных существ. Эти закономерности позволяют также прогнозировать дальнейшее взаимодействие социальной ступени эволюции с природой Земли и космоса.
По новому осмыслены проблемы биологической эволюции, когда господствующим принципом вместо движения к совершенству и вытеснения предшествующего является сохранение существующего как условия реализации возникающего. Сохранение существующего приоритетно для дальнейшей «судьбы» эволюционирующих материальных образований. Причем основная темпоральная «нагрузка» в процессе самоорганизации «падает» главным образом на настоящий период времени (здесь и сейчас), в котором происходят инновационные изменения в содержании материальных систем, обуславливая направления и тип их развития.
Рассмотренный в работе информационный подход к глобальной эволюции реализовался в основном в той исследовательской парадигме, которая исходит из атрибутивного характера информации, придавющего ей такой же онтологический статус, как и энергии. В рамках этой парадигмы принимается принцип неразрывной взаимосвязи энергии и информации, т.е. энергетические процессы оказываются в той или иной степени и информационными процессами (и наоборот). На определенной стадии эволюции во Вселенной на первый план выступают либо энергетические, либо информационные процессы, однако с ростом уровня организации и сложности систем роль информации и информационного критерия развития существенно возрастает. Можно предположить, в наибольшем фрагменте нашей Вселенной – темной энергии информация присутствует в минимальном количестве (некоторые исследователи полагают, что ее там вообще нет). И это связано с тем, что информация как характеристика материальных образований отображает наличие в них движения и разнообразия и сопряженном с ними отражением. Информация оказывается неразрывно связанной с эволюцией, изменениями, которых либо нет в темной энергии, либо они существуют в минимально возможном виде.
Особенностью нашего подхода к изучению эволюционныхх процессов является не только использование синергетического подхода, но и его соединение с информационным подходом. Этот комплексный – информационно-синергетический подход представляет не просто междисциплинарную методологическую инновацию, но и адекватно отражает идею глобального эволюционизма, соединяя в целое происходящие процессы глобальной эволюции и такие же процессы в прошлом и будущем.
В любом эволюционном процессе, реализующемся через самоорганизацию, просматривается некий принцип сохранения, выражающий меру взаимосвязи между экологическими условиями и природными ресурсами. Это определенный баланс между сохранением условий («обеспечением экологической безопасности») и изъятием ресурсов из экосистемы («природопользованием»). Сохранение экологических условий предполагает наличие предела изъятия ресурсов (и наоборот). Поэтому чрезмерное изъятие ресурсов ведет к деградации экологических условий. А акцент на сохранении экологических условий предполагает уменьшение изъятия ресурсов из экосистемы. Оптимальное взаимодействие общества и природы должно разрешать это противоречие, ориентируя на хозяйственную деятельность в рамках несущей емкости экосистем. В ресурсно-экологическом ракурсе можно видеть одну из причин перехода антропогенной деятельности на Земле на интенсивно-коэволюционный, т.е. футурологически устойчивый путь развития и, вместе с тем, одну из глубинных причин выхода человека во внеземные пространства.
В рамки информационно-синергетического подхода вписывается и принцип сужения эволюционного коридора объема возникающих все более сложных структур. С одной стороны, растет разнообразие видов и форм существования все более высоких структурных уровней и ступеней, а, с другой стороны, сужается их общий суммарный объем. Синергетика свидетельствует о том, что вообще «эволюционный коридор» сужается, и восхождение по лестнице все более упорядоченных структур и форм ведет к реализации более маловероятных событий. Глобально-эволюционная ситуация меняется только на уровне социальной ступени, которая приводит к так называемому Большому социальному взрыву как расширение этой ступени вначале на планете Земля в ходе развертывания глобальных социальных и социоприродных процессов, а затем и в результате освоения космоса, сопровождающееся ростом масс-энергетических, пространственно-временных и информационных характеристик этой ступени.
Взаимодействие человека и космоса в книге анализируются в принципе антропокосмизма – мировоззренческой концепции, выражающей взаимодействия в системе «человек – космос»; при этом окружающая человека среда (биосфера) с ее условиями, физическими константами и законами должна соответствовать существованию и развитию человека и человечества. Важной репрезентацией антропокосмизма, имманентно связанной с глобальным эволюционизмом, является антропный космологический принцип, выявляющий связь между физическими константами, глобальными свойствами и характеристиками Вселенной и процессами самоорганизации, появлением все более сложной иерархии структурных уровней материи, избирательно ориентированных на появление человека и его сохранение в будущем.
Это существенно новый момент в понимании происхождения жизни и разума, поскольку ранее этот процесс считался зависимым лишь от локальных особенностей экосреды в основном в ее планетарном видении и в значительной степени случайным. Появились и другие «антропные принципы», например, выявлена коротационная зона – узкая кольцевая зона (тор), в которую включена орбита Солнечной системы в Галактике и в которой сложились особые условия образования звезд и возможно возникновение жизни земного типа. Ранее предполагалось, что более вероятно возникновение жизни в ядре Галактики, однако в этом центре с современной точки зрения находится сверхмассивная черная дыра.
Рассмотренный в работе антропный принцип в его различных формах выражает и конкретизирует определенную сторону взаимоотношения человека и космоса: сторону, определяющую узконаправленный «коридор–вектор» появления в процессах самоорганизации и человека, и иных все более сложных форм эволюции во Вселенной. Кроме того, антропный космологический принцип говорит о том, что сосуществование разумных существ и окружающей их природы возможно в своеобразной форме "коэволюции человека и Вселенной". Мы взяли эти слова в кавычки, поскольку они выражают несколько иной смысл в понятии коэволюции, а не тот, который обычно имеется в виду, когда говорится о коэволюции человека и природы, скажем, в социальной экологии или в контексте планетарного эволюционизма. В последнем случае под коэволюцией понимается форма развития, которое развертывается в рамках несущей емкости биосферы и обеспечивает прогресс человеческого рода, т.е. совместное развитие общества и природы.
В более общем случае под коэволюцией понимается соразвитие систем, не ведущее к разрушению, а обеспечивающие их гармоничное взаимодействие и коадаптацию. В космологическом значении коэволюция есть такая форма взаимодействия части (человека, цивилизации) и целого (Вселенной), которая допускает их взаимное существование и взаимовлияние, которое, конечно, ассиметрично и неравнозначно как в пространственном, так и в темпоральном аспектах и измерениях. Впрочем, такое представление "космологической коэволюции" не исключает и возможность существования иных (не водно-углеродных) форм жизни и "нечеловеческого" разума.
В этой связи мы проанализировали понятие космической цивилизации, имеющей планетарное происхождение и проявление социальной ступени эволюции. Такая цивилизация представляет особой специфически организованную систему разумных существ, имеющих особую надындивидуальную и внеличностную систему средств создания, накопления, хранения и преобразования информации, необходимой для антиэнтропийной активности через тот или иной способ взаимодействия с природой, направленный на выживание и непрерывную прогрессивную эволюцию социального организма.
Глобальный эволюционизм дает возможность по-новому взглянуть не только на космические, но и на планетарно-земные, прежде всего, глобальные проблемы и процессы. В рамках этого типа эволюционизма была сформулирована концептуально-методологическая установка социогеокосмизма, исходящая из того, что основной целью космической деятельности в ближайшей перспективе является использование космонавтики для решения глобальных проблем и выживания (через устойчивое развитие) на Земле.
Глобальный эволюционизм стал играть важную роль не только парадигмального интегратора научного знания, но и проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска. Рано или поздно на эволюционный путь становится любое научное направление, и этого этапа не могло избежать, как показано в работе, глобальное знание и его «ядро» – глобалистика, еще «не успевшая выйти» из описательного и «инвентаризационно-энциклопедического» состояния.
Ныне глобалистика основное внимание уделяет изучению глобальных проблем и глобализации, но в ее предметное поле начинает включаться и ряд других глобальных процессов. Глобалистика будет эволюционировать не только в ракурсе расширения предмета исследования, но и получения новых результатов и применения подходов и методов исследования. Тем самым глобалистика выступает как активно эволюционирующая область научного знания, постепенно становясь эволюционной глобалистикой.
Отмечая факт эволюции глобалистики в теоретико-познавательном плане, в книге основное внимание сконцентрировано на эволюционном аспекте тех объектов, которые изучает и еще будет исследовать глобалистика в ее более широком понимании. Речь идет об эволюции объектов, которые уже оказались в предметном поле глобалистики и которые в дальнейшем могут там появиться. Эволюционное видение глобалистики имеет не только научное, но особенно – практическое значение, поскольку позволит более обоснованно и адекватно принимать решения в практической деятельности по предупреждению и преодолению негативных последствий, формированию и умножению позитивных эффектов глобальных тенденций и феноменов.
Именно в этом ракурсе видится формирование эволюционной глобалистики, причем предполагается «погружение» этой сферы глобальных исследований в другую, пока наиболее широкую область научного поиска, каковой является глобальный эволюционизм. И хотя глобальная эволюция разворачивается как в космосе, так и на планете, но глобалистику интересуют главным образом общепланетарные процессы эволюции. В связи с этим обращено внимание на то, что понятие «глобальные процессы» в научной литературе употребляются в двух основных смыслах: как общепланетарные процессы и как характеризующие мироздание в целом. Второе значение обсуждаемого термина совпадает со значением термина «универсальный» (от лат. universalis) – всеобщий, всеобъемлющий, вселенский, распространяющийся на всю Вселенную. Отчасти поэтому понятия «глобальный эволюционизм» и «универсальный эволюционизм» оказываются близкими, либо даже тождественными по смыслу, о чем свидетельствует их почти равноправное употребление в научной литературе по соответствующей проблематике.
Применение эволюционных представлений к глобалистике, которое будет ее трансформировать в «эволюционную глобалистику», связано, прежде всего, с общепланетарным смыслом понятия «глобальный эволюционизм». Предметом эволюционной глобалистики становится эволюция глобальных процессов и систем в их антропо- и социоцентрическом ракурсе, т. е. в отношении к человеку и человечеству. Глобалистика в таком эволюционном ключе изучает глобальные процессы и системы, глобальные проблемы и глобализацию в развитии и отношении к эволюции цивилизации. Глобальный процесс, пожалуй, самый главный предмет глобальных исследований.
Под глобальными процессами понимаются природные, социальные и социоприродные процессы, развертывающися на планете Земля, в числе которых такие социоприродные процессы как глобализация, глобальные проблемы, глобальные антропогенные кризисы, общепланетарные и космические катастрофы, переход к устойчивому развитию, ноосферогенез и ряд других. Как правило, в ходе развертывания глобальных процессов формируются те или иные глобальные системы и структуры, либо эволюционируют в качестве таковых, если они уже существовали. Особое значение имеет изучение глобальных катаклизмов, прежде всего, кризисов и возможных катастроф антропогенного происхождения, последствия обострения глобальных проблем и негативных процессов, которые обретают общепланетарный масштаб и угрожают существованию человечества и жизни на Земле.
Планетарная эволюция начинается с природных глобальных процессов, на определенном этапе, после появления социальной ступени эволюции, она обретает социоприродный характер на «переднем крае». Социоприродной становится и глобализация как эволюционный процесс не только интеграции ранее существующих и автономно развивающихся фрагментов социума и обретения целостности человечества, но и созидания единой общепланетарной системы «человек–общество–природа» на принципах коэволюции.
Глобальные процессы в эволюционно-темпоральном ракурсе можно разделить на начавшиеся и завершившиеся в прошлом (их исследует палеоглобалистика), происходящие в современную историческую эпоху, и глобальные процессы, которые появятся или развернуться в будущем (они являются предметным полем футуроглобалистики). К наиболее важным будущим социоприродным глобальным процессам, которые уже сейчас исследует футуроглобалистика, следует отнести общепланетарный переход к устойчивому развитию, и, как его естественное продолжение – ноосферогенез.
Одной из важных особенностей предлагаемого видения социального и социоприродного этапа глобальной эволюции является акцент на переходе к новой форме социальной деятельности и цивилизационного развития – устойчивому развитию (которая пока существует в основном в виде научных концепций, политических деклараций и рекомендательных документов ООН) и вызван в основном причинами, связанными с экологией и обеспечением безопасности в самом широком смысле. Под этим типом развития в работе понимается управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду, обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации. В более общем случае речь идет о нерегрессивном, т.е. безопасном развитии, целью которого является сохранение и коэволюция цивилизации и биосферы.
Если мировому сообществу не удастся реализовать переход к устойчивому развитию, то уже в текущем столетии может разразиться социально-экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо иная, скажем, связанная с умножающимися глобальными угрозами и опасностями. XXI век может стать веком перехода мирового сообщества к устойчивому развитию и, тем самым, выживания цивилизации и сохранения биосферы (естественного фундамента человеческой жизни) либо самым трагическим столетием в цивилизации, приблизившим «конец света» в глобально-эсхатологическом варианте. И это уже требует от всех или пока большинства стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития – уже не модернизационно-догоняющую (пока нет стран, уже перешедших на путь устойчивости), а трансформационно-опережающую, только благодаря которой и можно будет обеспечить выживание и безопасность всего человечества.
Осмысление глобальных процессов с позиций «устойчивого эволюционизма» позволит не просто видеть эти процессы в предметной области глобальных исследований, но и стратегически их ранжировать по степени приоритетности для политической безопасности. Ведь концепция устойчивого развития кардинальным образом отличается от всех предыдущих идей развития цивилизации тем, что она впервые выдвинула экологические императивы и обеспечение безопасности на приоритетное место не только в национальном, но и в глобальном измерении. Все остальные концепции будущего переустройства мира не затрагивали коренным образом сферу взаимодействий природы и общества и вопросы безопасности, выходящие за пределы государства и особенно – глобальной безопасности, обеспечение которой становится приоритетной целью совокупной деятельности и самого существования Земной цивилизации.
Не менее важно понять, что возможный переход к глобально-системному социоприродному процессу как устойчивое развитие в XXI веке будет означать коэволюционное становление и развитие глобальной социоприродной системы. Вряд ли стоит ограничиться указанием на то, что эта будущая модель развития может гарантировать выживание человечества и его неопределенно долгое нерегрессивное развитие в условиях сохранения окружающей природной среды. Это не просто продление на длительную перспективу социоприродного развития – но и дальнейший «вклад» в продолжение глобально-эволюционного ряда, который обретет свое социоприродное бытие в форме планетарно-космической системы «общество-природа», причем не исключено, что не только в форме «человечество-природа».
Было также обращено внимание на то, что в понятии устойчивого развития как социоприродного процесса в единую глобально-эволюционную систему объединены аспекты изменения и сохранения в пределах определенной меры. Это объединение вызывает возражения у авторов, которые полагают, что вообще понятие развития включает только изменение, что реально никогда не выполняется. Эволюционирующий объект всегда в каком-то отношении сохраняется, а в каком-то изменяется (если он весь изменяется, то может только деградировать). Устойчивое развитие как раз и устанавливает меру взаимосвязи сохранения и изменения, преемственности и инноваций, что обуславливает безопасный характер этого типа развития.
Понятие устойчивого развития фактически выступает синонимом безопасного (а не только экологобезопасного) прогрессивного развития, где достигается уровень безопасности планетарной социоприродной системы, который обеспечивает выживание человечества и его неопределенно долгое существование. В этом смысле локальное безопасное развитие систем в модели неустойчивого развития и в модели устойчивого развития различаются уровнем и способами обеспечения безопасности глобальной социоэкосистемы во всех возможных направлениях и аспектах. Для будущей глобальной цивилизации необходимо обеспечить устойчивый способ ее бытия, сохранение своей природы (идентичности) в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Обеспечение глобальной безопасности выражает возможность и способность человечества к самосохранению и дальнейшей эволюционной самоорганизации при негативных воздействиях, угрозах и опасностях. Глобальная безопасность мыслится как безопасность мирового сообщества, реализующаяся в условиях коэволюции систем «человек–общество» и «человек–общество–природа».
Решение глобальных проблем и предотвращение опасностей стихийного и «вестернизационного» сценариев глобализации должно в будущем развертываться через устойчивое развитие, что необходимо для продолжения супермагистрали – главной траектории продолжающегося прогрессивного развития в социоприродной форме. Начало этого социоприродного развития в эволюционном «коридоре безопасности» начинается с перехода к устойчивому развитию, а его продолжение мыслится уже в форме коэволюции глобальной системы «общество-природа» на пути становления ноосферы вначале на планете – колыбели, а затем и за ее пределами.
Становлению ноосферы предшествует информатизация общества как процесс овладения информацией – ресурсом развития с помощью ЭВМ и других средств информатики с целью удовлетворения всевозрастающих информационных потребностей, создания глобального информационного общества, предполагающего коренную интеллектуально-гуманистическую перестройку жизнедеятельности человека и человечества. Еще в рамках модели неустойчивого развития формируется глобальная информационная цивилизация как такое состояние общества в отдельной стране или человечества в целом, которое наступит в результате полной информатизации и основанных на ней трансформаций социальных структур и отношений. Информационное общество превратится в инфоноосферу, в которой на основе созданной инфосферы (в максимальной степени использующей системы искусственного интеллекта и глобальные коммуникации) цивилизация в полной мере овладеет процессами производства и разумного использования информации, преодолеет информационный кризис, создаст условия для свободного доступа каждого человека к информации и активного демократического участия в принятии решений. Если инфоноосфера формируется благодаря процессу иформатизации и переходу к устойчивому развитию, то вторая ступень становления сферы разума – эконоосфера будет завершать переход к обществу с устойчивым развитием благодаря решению проблем окружающей среды, преодолению угроз обострения социально-экологических и других глобальных проблем и негативно-кризисных глобальных процессов.
В книге обсуждается идея формирования ноосферного интеллекта – принципиально новой формы "общественного сознания" в формирующейся ноосфере, объединяющей интеллектуальные ресурсы человечества и средства информатики. Взаимодействие этих компонентов приведет к тому, что их совместный результат превысит эффект каждой составляющей в отдельности, и впервые появится способность эффективного, опережающего управления и прогнозирования в глобальном, даже в космическом масштабе. Именно эта коллективно-целостная информационная природа социального, реализуемая через средства информатики и новые информационные технологии, в наиболее полной мере будет воплощена в будущей сфере разума.
Становление ноосферы потребует создания новых информационно-управленческих структур и самое главное – формирования глобально-коллективного и целостного интеллекта цивилизации – ноосферного интеллекта, ответственного за принятие опережающих, судьбоносных для человечества решений, их эффективную реализацию. Ноосферный интеллект представляется как целостное и футуризированное сознание и отдельной личности, и всего объединенного человечества, существенно усиленное средствами информатики, опережающее и направляющее практику глобального процесса ноосферогенеза, способствующее его оптимальному развертыванию.
Становление сферы разума предполагает кардинальное усиление роли гуманитарно-гуманистических факторов, нравственно-справедливого начала и интеллектуально-духовных ценностей над материально-вещественными. Это одно из важных отличий ноосферогенеза от предшествующего глобального развития, как и возможность опережения ноосферным интеллектом социального и социоприродного бытия в интересах выживания человечества.
Формирование ноосферного интеллекта будет сопряжено со становлением ноосферной науки и различных форм глобального образования. Будущая наука предстает принципиально новым этапом развития мировой науки, соответствующей эпохе становления сферы разума через устойчивое развитие с отчетливо выраженным акцентом на исследовании глобальных процессов, будущего человечества и всего мироздания. Речь также идет о футуризации как повороте науки и человеческой деятельности к будущему, прежде всего, о включении фактора будущего в процесс духовного освоения мира.
На наш взгляд, в центре внимания науки и тесно связанных с ней областей человеческой деятельности (образования, управления, просвещения и т.д.) должна быть поставлена концепция глобальной эволюции, которая интегрирует в единое целое все остальные эволюционные процессы, что позволяет глобальному эволюционизму эффективно реализовывать свою методологическую функцию. Подобный подход позволяет предположить, что близится завершение постнеклассического этапа развития науки и грядет новый этап – ноосферной науки, базирующейся на концепциях ноосферы и глобальной эволюции, обеспечивающих реализацию интегративных тенденций, способствующих формированию целостности науки – основополагающей формы духовно-культурной деятельности. Ноосферная миссия наука и образования выражает эволюционный вектор общего процесса ноосферогенеза.
Выживанию человечества через формирование глобально-ноосферного интеллекта будут способствовать различные формы становящегося глобального образования, ориентированные на эффективное содействие выходу цивилизации из планетарного антропогенного кризиса. Глобальное образование – это перспектива трансформации современного национального, транснационального и глобализирующегося образовательного процесса, который может обрести свою общепланетарную целостность, а также обнаруживает реальную и потенциальную возможности глобально-содержательной эволюции. Эта последняя возможность в процессе становления глобального образования реализуется сначала на пути трансформации современного образования в систему образования в интересах устойчивого развития как главного глобального образовательного процесса XXI века, содержание и развертывание которого будет направлено на реализацию целей и принципов устойчивого развития мирового сообщества.
В перспективе образование для устойчивого развития в ходе ноосферогенеза трансформируется в ноосферное образование, а в дальнейшем – в "глобально-эволюционное" образование, ориентированное на существенно более развитый ноосферной наукой глобальный эволюционизм.
Появление инновационно-опережающих процессов в глобальном образовании приведет к его футуризации и становлению опережающего образования. Последнее будет не только быстрее развиваться относительно глобальной практической деятельности, но и акцентировать внимание на будущем в содержании обучения, развития и воспитания, исходить из принципа темпоральной целостности. В этом смысле в ходе эволюции глобального образования произойдет сдвиг акцентов от модернизации образования к его футуризации, а также становление глобального ноосферного образования через образование для устойчивого развития и становление так называемого «умного образования». Smart education, или умное образование, - это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью использования контента со всего мира, осуществление образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих технологий, стандартов, соглашений.
Мы показали, что уже наступил новый - неклассический этап в развитии учения о ноосфере, знаменующий становление междисциплинарного направления поиска, именуемого ноосферологией. Это интегративно-общенаучное направление будет изучать процессы и закономерности становления сферы разума, возможности выживания и наиболее полного воплощения рационально-гуманистических принципов и идеалов через переход к устойчивому развитию. Ноосферология формируется не только под влиянием использования новых информационных технологий и становления информационного общества, но и в существенной степени осознания воздействия концепции устойчивого развития на учение о сфере разума.
В процессе ноосферогенеза, развертывающегося через глобальный переход к устойчивому развитию, формируются опережающие механизмы деятельности, в том числе мыслительно-коммуникационной (ноосферный интеллект), управленческой (упреждающее принятие решений и опережающее управление), новых моделей образования (образования для устойчивого развития, «умного образования», ноосферно-опережающего образования), футуризированной ноосферно-ориентированной науки и т.д.
Под ноосферой (сферой разума), понимается будущая область бытия человеческого общества, в которой не любая, а именно разумная коллективная деятельность станет определяющим фактором социоприродного развития и которая сформируется в случае его выживания через переход к устойчивому развитию, становление глобального информационного общества. Ноосфера будет представлять собой систему коэволюции общества и природы, в которой наивысшего развития достигнет разум человека и человечества в целом, в планетарном масштабе сформируется коллективный ноосферный интеллект, восторжествуют принципы и идеалы гуманизма, будет обеспечено устойчивое, безопасное во всех отношениях развитие на Земле и в космосе.
Глобальные процессы разворачивались до недавнего времени на нашей планете, где в отдаленной перспективе ожидается появление сферы разума. Однако многие глобальные процессы могут перейти на космическую магистраль устойчивого развития, которая может привести к созданию вне планеты сферы проживания человечества, с самого начала ориентированной на становление сферы разума. Эта сфера – космоноосфера будет формироваться по законам гуманизма и нравственно-справедливого разума и будет следующей за эконоосферой ступенью становления ноосферы, в которой человечество перенесет акцент своего существования за пределы планеты, на базе широкой индустриализации космоса на принципах устойчивого развития.
Если же существуют внеземные цивилизации и человечество в ходе космоноосферогенеза вступит с ними во взаимодействие (вначале достаточно это реализовать на информационном уровне), то может сформироваться еще более широкая социоприродная сфера разума – астроноосфера. Таковы космические и даже космологические перспективы развертывания глобальных процессов и перерастания их в глобально-космические на пути выживания цивилизации и ее перманентного развития, или, как полагал К.Э. Циолковский, его бессмертии как потенциальной возможности непрерывного существования и развития человеческого рода на планете и за ее пределами.
Так нам видится панорама грандиозного вселенского процесса глобальной эволюции, начавшегося с Большого Взрыва и продолжившего его через космический этап этой эволюции, затем сконцентрировавшего свои созидательные возможности на планетарном этапе (где возникает жизнь и разум) и продолжающегося уже в социокультурной и социоприродной форме как планетарно-космический процесса, развертывающегося с участием человечества, приступившего к ноосферному освоению Вселенной.
Возврат на главную страницу / на страницу номера