НООСФЕРА XXI ВЕКАВыпуск 1 |
Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы[1]
А.И. Субетто
- 1 -
Научная школа – категория науковедения, которая имеет достаточно расплывчатое содержание. Выделим следующие ее характеристики:
1) научная школа представляет сообщество (группу, коллектив) ученых, объединены «весомой» научной идей, гипотезой, теорией, разработка которой и служит общим делом представителей научной школы;
2) научная школа является носителем преемственности в развитии науки, т.е. может рассматриваться как носитель системного наследования в системогенетике науки;
3) научные школы могут иметь разные масштабы; есть научные школы парадигмального уровня, например, научные школы Ньютона, Эйнштейна, Н.Бора, Пригожина; есть научные школы локального уровня, причем, как уровня страны, так и уровня отдельных вузов или научно-исследовательских институтов;
4) научные школы могут иметь одного или несколько лидеров; научные школы парадигмального уровня в свою очередь представляют собой совокупности научных школ локального уровня, имеющих своих лидеров;
5) научные школы представляют собой своеобразные научно-инновационные механизмы, их возникновение всегда связано с развитием и внедрением новых научных идей и противостоянием тем «противникам» новой идеи, которые всегда появляются, выражая собой консервативные силы в развитии науки. Э.Н. Елисеев, Ю.В. Сачков и Н.В. Белов писали в 80-х годах ХХ века, что «новые идеи как бы возвышаются над ранее устоявшимися представлениями, служат задаче их диалектического отрицания»[2];
6) научные школы – носители потоков научных идей, которые выступают формой развития теоретических концепций. «Согласно Ф. Энгельсу, гипотеза является формой развития естествознания. Новые идеи входят в исследования практически всегда как гипотезы, и они сразу же подвергаются строжайшим испытаниям на истинность. Выявление непреложного содержания в наших теоретических представлениях и установление их адекватности объективной реальности в ходе анализа результатов материально-практической деятельности – далеко не одноразовый акт»;[3]
7) научные школы, таким образом, дифференцируются по масштабам выдвинутых научных идей, их революционно-парадигмальному потенциалу. Особым типом научной инновации выступает обобщение.
Постановка вопроса о Ноосферной научной школе в России сама по себе обладает научной новизной, она совершается впервые в истории научной мысли России, в отечественном науковедении[4].
За прошедшие почти 100 лет, если взять за точку отсчета формулировку В.И.Вернадским понятия «живое вещество» и начало разработки теоретической концепции биосферы, в России сформировалась Ноосферная научная школа, не имеющая аналогов в других странах мира и обладающая всемирно-исторической, планетарной значимостью не только для развития мировых науки и культуры, но и для выработки стратегии развития человечества в XXI веке и в более отдаленном будущем. Несомненно, Ноосферная научная школа в России – это школа парадигмального типа, несущая в себе революционные изменения в системе научного мировоззрения, идеологии XXI века, в научной картине мира. Формой её революционных последствий стала вернадскианская революция в системе научного мировоззрения, которая развернулась в конце 90-х годов ХХ века.
Генезис Ноосферной научной школы в первую очередь связан с творчеством В.И.Вернадского, особенно в период 1915-1945гг., т.е. в последние 30 лет его жизни, а также с потоком идей Русского Космизма, в частности со сферным учением Русского Космизма, начало становления которого связано с предложенным в 1848г. Н.Г.Фроловым концептом интеллектосферы[5]. В 1902 году известный русский географ Д.Анучин выдвинул понятие антропосферы. В это же время Н.Ф.Федоров размышляет о своеобразном «номогенезе сознания», а К.Э.Циолковский по сути впервые выдвигает свой антропный принцип, состоящий в том, что «сознание человека или его явление не является случайным, а было необходимостью для земли, для целого мира, как необходим разум для природы…»[6].
И хотя понятие «ноосфера» было выдвинуто Леруа, затем подхвачено и развито в теолого-научном построении концепции эволюции от «преджизни» до «сверхжизни» Пьером Тейяром де Шарденом[7], подлинно научное учение о ноосфере было создано в России В.И.Вернадским и соответственно им впервые была сформулирована концепция категории ноосферы, как научной категории, вытекающей из того его научного метода, который он назвал эмпирическим обобщением.
Если и у Леруа, и у Тейяра де Шардена ноосфера трактуется только как сфера разума, то В.И.Вернадский, оставляя определение ноосферы, как сферы разума, как только одного из смысловых измерений категории ноосферы, значительно его расширяет, определяет ноосферу как новое состояние биосферы, в котором научная мысль, как планетарное явление, коллективный человеческий Разум становятся фактором геологической, биосферной эволюции. Иными словами, у Вернадского ноосфера не противостоит биосфере, а есть сама биосфера, но в новом качестве – качестве ноосферном.
Каковы главные характеристики учения о ноосфере В.И. Вернадского?
Первое. Это естественнонаучная концепция ноосферы, вытекающая из концепции биосферы и живого вещества В.И.Вернадского, а также его теоретической системы о геохимических циклах в биосфере и геохимической энергии.
Второе. Это теоретическая концепция логики трансформации биосферы в ноосферу.
Третье. Это концепция живого вещества, положение о физико-химическом неравенстве правизны и левизны в живом веществе, из которого вытекало свойство неэвклидовости геометрии живого пространства.
Четвертое. Понимание того, что ноосферный этап, т.е. ноосфера, – это «новый геологический период на нашей планете», который по-новому ставит вопрос перед человеком об его ответственности за саму свою мысль в планетарном выражении, потому что она может управлять огромными энергетическими потоками, вызывающими огромные изменения в биосфере и в целом на Земле.
Пятое. Это учение о будущей автотрофности человечества.
В.И.Вернадский в письме к Б.Л.Личкову подчеркивал, что идея прогресса и автотрофности человечества «связана с учением о живом веществе. Мне кажется, мы присутствуем при огромном геологическом перевороте – создании автотрофного позвоночного. Последствия его будут огромны».[8]
Шестое. Это представление о совпадении начала ноосферогенеза на Земле с началом антропогенеза, появлением Homo Sapiens – человека разумного.
Седьмое. Это выделение развития современной науки как особого этапа в логике ноосферогенеза на Земле и вытекающее из этого положения положение об особой ответственности науки за ноосферогенез в ХХ веке и в более отдаленном будущем.
Восьмое. Положение, что «создание ноосферы из биосферы», как «природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история», «требует проявления человечества, как единого целого», что это есть «неизбежная предпосылка»[9] становления ноосферы.
Это позволило А.И.Субетто сформулировать, в развитие этого положения, теоретическое утверждение Ноосферизма, что ноосфера есть ноосферная межэтническая кооперация всего человечества, позволяющая реализовать ноосферную гармонию на Земле.
Девятое. Это утверждение, что основные положения ноосферного учения, по мысли В.И.Вернадского, созвучны идеям научного социализма, и поэтому путь к ноосфере в будущем пролегает через социалистическое устройство жизни[10].
В.И.Вернадский задумал большую книгу «О ноосфере», но выполнить свой замысел не успел, но в целом анализ его работ позволяет утверждать, что он оставил тот теоретический фундамент, на котором выросла Ноосферная научная школа в России.
Можно определить цикл работ В.И.Вернадского по биосфере, живом веществе и ноосфере («Живое вещество», 1922; «Биосфера», 1926; «Автотрофность человечества», 1925; «Научная мысль как планетное явление», 1938; и др.), весь период его творчества с 1915 по 1945гг., как вернадскианский цикл становления Ноосферной научной школы.
- 2 -
Второй цикл становления Ноосферной научной школы – это период приблизительно с конца 50-х годов до середины 90-х годов ХХ века.
В период жизни Вернадского большинство ученых, с кем он взаимодействовал, сотрудничал, включая его известного ученика А.Е.Ферсмана, не смогли оценить особую значимость работ великого ученого по биосфере и ноосфере. Исключение составили П.А.Флоренский и Б.Л.Личков, с которыми Вернадский находился в переписке и активно обсуждал понятие ноосферы.
Возрождение научных идей, связанных с ноосферогенезом, с теорией ноосферы происходит в 1955-56 годах, благодаря деятельности крупного ученого-почвоведа член-корреспондента АН СССР В.А.Ковды.
В 70-х – 80-х годах ХХ века в СССР большой вклад в развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского внесли Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, Н.Ф.Реймерс, М.М.Камшилов, Э.В.Гирусов и другие.
Н.Н.Моисеев создал концепцию коэволюции человечества и биосферы и такую коэволюцию рассматривал как синоним ноосферы. Хотя автором понятия «коэволюция», очевидно, является Н.В.Тимофеев-Ресовский, выдвинувший его в 1968 году.[11]
Очевидно, можно говорить о коэволюционной парадигме ноосферогенеза, которую разрабатывал академик РАН Н.Н.Моисеев. Он в работе «Коэволюция человека и биосферы: кибернетические аспекты» (1986) писал: «…центральная проблема – изучение условий обитания, и прежде всего условий стабильности существования человека в его доме – планете Земля. Но этот дом все время изменяется действиями людей, живущих в нем. Так возникает представление о коэволюции, т.е. о совместном развитии человека и окружающего его мира, т.е. биосферы… Сами идеи о необходимости такого порядка, который бы обеспечил гармоническое совместное развитие человека и природы, уже давно были присущи отечественной философской мысли; течение это получило название «русский космизм»[12].
Коэволюционную парадигму экспликации ноосферного развития, по Н.Н.Моисееву, в той или иной интерпретации поддержали А.Д.Урсул, В.А.Кутырев, В.Н.Сагатовский и другие отечественные философы и ученые.
И все ж таки, на наш взгляд, коэволюционная трактовка ноосферы является неадекватной содержанию ноосферы, как нового состояния биосферы, в котором человеческий разум становится частью ее гомеостатических механизмов. Она может рассматриваться только как момент ноосферогенеза XXI века. Поскольку любая эволюция сложной системы подчиняется системогенетическому закону системного времени и гетерохронии систем (ЗСВГС)[13], она есть всегда гетероэволюция, и как гетероэволюция включает в себя коэволюцию как момент своей динамики.
Особенностью концепции ноосферы Н.Н.Моисеева является абсолютизация им дарвиновской парадигмы эволюции, закона конкуренции и механизма естественного отбора, которые он положил в основу своей теории универсального эволюционизма.
Важным в концепции Н.Н.Моисеева является положение о том, что становление ноосферы составит целую «эпоху ноосферы»[14].
Очевидно, именно Н.Н.Моисеев впервые продекларировал необходимость создания теории ноосферы.
Важным моментом в поиске механизмов становления ноосферы в концепции Н.Н.Моисеева является положение о «системе Учителя». «И так куда же идти и как идти?» – задавал он себе и читателю вопрос. И отвечал, что «решающую роль здесь предстоит сыграть все тому же институту, который я назвал «Учитель». Именно этому институту наши далекие предки обязаны тем, что они стали людьми, тем, что человечество есть сегодня, всем достижениям цивилизации, своей моралью и нравственностью… Когда я слово «Учитель» пишу с большой буквы, то имею в виду всю систему воздействия на человеческое сознание, его психику, воздействия, которые оказывает на него семья, школа, общественная среда… В системе «Учитель» центральной фигурой является сам учитель. В эпоху ноосферы его личность станет играть решающую роль… Проблема строительства системы «Учитель» – общепланетарная. И в наступающем веке именно ей, я думаю, будут посвящены мысли и усилия ученых и государственных деятелей, всех передовых людей, обеспокоенных будущим человеческого общества. «Мыслить по-новому» – этот принцип своевременен сегодня во всех сферах деятельности»[15] (выдел. мною, С.А.).
Большой и несомненно оригинальный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России внесли В.П.Казначеев и его ученики. Автор думает, что весь комплекс научных идей и результатов, полученных В.П.Казначеевым и его соратниками и учениками, позволяет говорить о локальной ноосферной научной школе В.П.Казначеева, которая отличается от моисеевской школы и вносит свой огромный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России.
В 80-е годы – 90-е годы В.П.Казначеев создает работы: «Учение о биосфере» (1985), посвященную анализу основных идей В.И.Вернадского, «Космическая антропоэкология» (1988), «Экология человека» (1988), «Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере» (1989), «Возможные пути ноосферного освоения приполярных территорий» (1989), «Проблемы живого вещества и интеллекта» (1995), «Проблемы человековедения» (1997), «Здоровье нации, просвещение и образование» (1996), совместно с Е.А.Спириным – «Комплексные проблемы экологии человека и социальной экологии» (1987), «Феномен человека: Комплекс социоприродных свойств» (1988), «Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения» (1991), совместно с А.В.Трофимовым – «Новые данные о взаимодействии человека с информационным полем Земли в приполярных районах» (1992), «Энерго-информационные взаимодействия в биосфере» (1992), «Проблемы новой космологии» (1994), «Полевая форма живого вещества – перспектива XXI века», «Интеллект планеты как космический феномен» (1997).
Каковы главные характеристики системы воззрений научной школы В.П.Казначеева в том виде, как она сложилась в 80-е – 90-е годы ХХ века, и затем получила развитие в первом десятилетии XXI века, на логику происходящего ноосферогенеза?
1. Это космопланетарное измерение ноосферогенеза. Данный взгляд на ноосферогенез совпадает полностью с тем, что позже в 2006 году И.Ф.Малов и В.А.Фролов назвали «Космическим меморандумом организованности живого вещества» или «Меморандумом Вернадского-Чижевского», который А.И.Субетто в его названии был расширен и переименован в «Меморандум С.Н.Булгакова – В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского», поскольку одним из первых заявил о космической природе хозяйства человечества на Земле С.Н.Булгаков[16]. В.П.Казначеев и Е.А.Спирин при этом подчеркнули «кардинальную противоречивость становления ноосферы и человека как ее создателя. На космопланетарный процесс ноосферогенеза, – отмечали они, – ложится печать возможного социоприродного апокалипсиса»[17], поскольку, на что обратил внимание А.Печчеи в 1981 году, «разлаживается такой важнейший саморегулирующийся механизм, как способность природы к регенерации»[18].
Важным моментом в казначеевской концепции космопланетарного измерения ноосферогенеза является «принцип космологического дополнения» или принцип «Великого дополнения»[19].
2. Развитие теории живого вещества, введение понятия «разумное живое вещество», под которым понимается человечество как часть монолита живого вещества Биосферы.
В.П.Казначееву и возглавляемой им группе отечественных ученых удалось создать достаточно глубокую теоретическую систему учения о живом веществе на планете Земля, как части теории ноосферы.
В.П.Казначеев впервые поставил вопрос о двойственной вещественно-полевой природе живого вещества, из которого слагается Биосфера.
Отметим, что к данному выводу в 1993 году приходит, идя в своей логики системогенетики, А.И.Субетто. В «Социогенетике» (1994), исходя из открытых им системогенетических законов дуальности управления и организации (ЗДУО) систем и закона спиральной фрактальности системного времени (ЗСФСВ) он выдвинул гипотезу «существования «полевой» двойной спирали ДНК, «портретирующей» ее биосубстратную организацию. При этом спираль по биоинформационным каналам связана с генетической памятью биосферы Земли в целом. А поскольку биосфера как надсистема живых систем «помнит» длинную циклику биосферно-земных и космических процессов, включая синхронизацию и гармонизацию процессов Солнечной системы и Галактики, планет Солнечной системы и Земли…, постольку в момент «зачатия» человеческого зародыша происходит не только замыкание генетического управления в рамках полового диморфизма (женщина и мужчина), но и через «мужчину» как канал связи с надсистемами (в рамках концепции ЗДУО) с памятью биосферы… В этой гипотезе действует предположение, что биосфера как живой организм, адекватный всей Земле, программирует биосферную циклику эволюции человеческой популяции, включая волны зодиакальных психотипов человечества»[20].
3. Концепция интеллектуальной «черной дыры» в познании живого вещества, которая становится важнейшим основанием логики движения человечества к экологической гибели.
4. Развитие смыслового поля категории ноосферы. В.П.Казначеев подчеркивает, что ноосфера «включает в себя социальные и природные явления, взятые в их целостности, в их единстве и противоречиях. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, то есть тем, что относится к космопланетарному измерению человека…»[21] (выдел. нами, С.А.).
5. Концепция живого космического пространства, которая, по В.П.Казначееву, формируется на «работах отечественных космистов Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.В.Налимова и на экспериментах по трансперсональным связям».[22] Живое космическое пространство, по Казначееву, бытийствует «в виде полевых потоков живого космического вещества», носителями которых могут быть «спин-торсионные поля, информационная сущность которых проявляется и в биологических системах»[23].
6. Развитие положения В.И.Вернадского о будущей автотрофности человечества. Будущий ноосферогенез, по Казначееву, связан с движением человечества к автотрофности.
7. Космическая антропология. Фактически В.П.Казначеев за 80-е – 90-е годы со своими учениками создает космическую антропологию, развивая гелиобиологию А.Л.Чижевского, используя теорию причинной механики Н.А.Козырева, в частности его теорию «энергии-времени», обобщая законы функционирования живых систем и Биосферы как живой макросистемы. Такими обобщениями стали законы Вернадского – Бауэра и закон компенсаторной функции Биосферы А.Л.Чижевского.
Казначеевская парадигма человековедения – это и есть космическая антропология, системообразующим фактором которой становится «космопланетарный феномен человека», и которая является продолжением всего, что было наработана русским человековедением в пространстве Русского Космизма, как потока научных идей и планетарно-устремленной мысли русского человека в рамках Эпохи Русского Возрождения[24].
Особой вехой в развитии казначеевской научной школы стало создание в 1994 году Международного научно-исследовательского института космической антропоэкологии имени Н.А.Козырева (МНИИКА), директором которой стал В.П.Казначеев. «Вестник МНИИКА» стал научной трибуной этой школы. Эту научную школу украшают имена таких ученых, как Е.А.Спирин, Л.П.Михайлова, В.И.Кислых, А.В.Трофимов, А.П.Карманов, Ю.Ю.Марченко, Н.Р.Деряпа, А.А.Кисельников, И.Ф.Мингазов, А.Н.Дмитриев, Н.П.Толоконская и другие.
В 80-х – 90-х годах происходит формирование научной школы А.Д.Урсула. Сама школа А.Д.Урсула выросла из научной школы социальной экологии, существенный вклад в становление и развитие которой внесли Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Ф.Реймерс, П.Г.Олдак, К.М.Завадский, А.С.Мамзин, Г.А.Югай, Р.С.Карпинская, И.С.Лисеев, В.Д.Комаров, А.Л.Яншин, Э.В.Гирусов, М.Я.Лемешев и другие.
Ведущей линией социальной экологии была мысль о коэволюции социосферы и биосферы, которая впервые была выражена Н.В.Тимофеевым-Ресовским. Ее философской основой стала активно развивающаяся – научная школа биофилософии Р.С.Карпинской-И.С.Лисеева, итогом развития которой стала коллективная монография «Биофилософия» (1997).
А.Д.Урсул, как философ, ставит вопрос об «экологических мерах»[25], которые во взаимодействии биосферы и социосферы, определяют коридор развития социосферы внутри биосферы как макроэкосистемы. Собственно говоря, за «экологическими мерами» просматривается действие гомеостатических механизмов Биосферы и Земли как суперорганизмов. Интересной является поставленная А.Д.Урсулом проблема социоприродной прогрессивной эволюции («социоприродного прогресса»), несмотря на ограничивающее действие термодинамических законов.
Каковы главные характерные основания научной школы А.Д.Урсула?
1. Это коэволюционная парадигма[26], которая нами уже анализировалась при оценке особенностей научной школы Н.Н.Моисеева.
2. Это трактовка ноосферы только как сферы разума, в которой главенствует «наука глобального масштаба»[27].
А.Д.Урсул отрицает трактовку ноосферы как нового состояния Биосферы.
3. Определение ноосферогенеза в XXI веке как движение (восхождение) человечества через устойчивое развитие (УР).
Итак, в своей концепции ноосферогенеза А.Д.Урсул отказывается от всех основных положений учения о ноосфере В.И.Вернадского, сужает трактовку ноосферы до будущей «сферы разума», становление которой еще впереди, выдвигает на передний план концепцию устойчивого развития, которое трактуется как «коэволюция социальной ступени и окружающей ее природной среды на планете и во Вселенной»[28].
При этом, ноосфера определяется как отдаленное будущее в развитии человеческого общества и его взаимодействия с природой.
4. Информационная доминанта в ноосферогенезе будущего, трактовка ноосферы как инфоноосферы. А.Д.Урсул известен, как ученый-философ, много своих работ посвятивший «информационной гипотезе освоения мира» и начинающейся эре освоения космоса человеком.
А.Д.Урсулом были написаны работы: «Освоение космоса (философско-методологические и социологические проблемы)» (1967), «Человечество, Земля, Вселенная: философские проблемы космоса» (1977), «Глобальные проблемы и космонавтика» (1988), «Развитие информатики и информатизация общества» (1989), «Информатика, кибернетика, интеллект» (совместно с В.Г.Пушкиным, 1989), «Категории современной науки» (совместно с В.С.Готтом, Э.П.Семенюком, 1984), «Перспективы экоразвития» (1990), «Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации» (1993), «Обеспечение безопасности через устойчивое развитие» (2001), «Природа безопасности» (2008), «Экологическая безопасность и устойчивое развитие» (2008), «Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы)» (совместно с Т.А.Урсул, 2007), «Становление космоглобалистики» (2010), «Эволюционная глобалистика (концепция развития глобальных процессов)» (совместно с И.В.Ильиным, 2009).
Следует отметить, что в 70-х – 80-х годах происходило и становление научного направления, которое автор склонен назвать ноосферной кибернетикой. К сожалению, становление ноосферной кибернетики так и не получило своего завершения, и она ждет своего развития в XXI веке уже в теоретической системе Ноосферизма.
Наиболее полно заявка на становление ноосферной кибернетики была представлена в сборнике «Кибернетика и ноосфера» (1986)[29], в которой впервые была выполнена рефлексия над возможными аспектами кибернетических основ становящейся теории ноосферы (авторы – А.Л.Яншин, Б.С.Соколов, В.Г.Афанасьев, Э.В.Гирусов, Г.П.Аксенов, А.Г.Назаров, Л.В.Голованов, М.Н.Руткевич, С.С.Шварц, Н.Н.Моисеев, Г.Н.Алексеев, В.М.Капустян, Б.Г.Кухаренко, Б.С.Флейшман, О.Б.Третьяков, Б.Е.Большаков, Н.П.Федоренко, Н.Ф.Реймерс, Б.Ф.Славин, В.С.Чесноков, И.И.Адабашев).
Появляется новая ноосферно-кибернетическая экспликация научного управления, выходящая за пределы представления о научном управлении только, как о научном управлении социально-экономическим развитием. Теперь, в ноосферной парадигме, «научное управление – это прежде всего управление всем природно-народнохозяйственным целым, всеми составляющими биосферно-ноосферной целостности», причем, при этом, «формы же ноосферной организованности, по-видимому, неисчерпаемы, как и бесконечен путь деятельностного человеческого познания окружающей действительности»[30] (выдел. нами, С.А.). Из этого вытекает «деятельностная сущность учения о биосфере и ноосфере»[31], которая, в нашей интерпретации, и служит философско-теоретическим основанием становления ноосферной кибернетики. Условием для реализации этой перспективы служит только социализм, социалистическое общество, которое «руководствуется передовой научной идеологией»[32].
Появление в Сибири в 80-х – 90-х годах научной школы гомеостатики, лидером которой стали В.И.Астафьев и Ю.М.Горский, можно трактовать как продолжение становления кибернетических оснований ноосферогенеза в России.
Ю.М.Горский и В.И.Астафьев во «Введении» к «Гомеостатике» (1990) прямо определяют гомеостатику как новое направление в развитие кибернетики.
В рамках исследований по гомеостатике были получены результаты определяющие «новый виток развития учения о гомеостазе и гомеостатах»:
1. «Гомеостаз проявляется не только в живых организмах, но и в природных системах, в общественных явлениях и в больших искусственных системах»;
2. «Ядерную зиму» можно рассматривать как результат разрушения основных природных гомеостатов и разрывов действующих между ними балансирующих связей»;
3. Выявлена «возможность при модели гомеостатических структур отображать механизмы антогонистических взаимодействий между их частями (раскрыты исключительные свойства такого управления)»;
4. Сформулировано положение: «целенаправленное управление противоречиями в гомеостатических структурах может обеспечить как ультраустойчивость системы, так и повышение качества ее функционирования»;
5. «Объединение гомеостатов в гомеостатические сети означает выход на вопросы моделирования союзнических, партнерских, конкурентных и конфликтных отношений в сложных системах»[33].
Если учесть, что Биосфера и планета Земля обладают гомеостатическими механизмами и являются, с позиций этого основания, суперорганизмами, то гомеостатика или гомеостатическая кибернетика могут рассматриваться как важные основания становящейся ноосферной кибернетики.
- 3 -
Третий цикл развития Ноосферной научной школы автор связывает со становлением научной школы Ноосферизма. Это позволяет начало третьего цикла связывать с периодом 1997 – 2001гг., который заканчивается появлением авторской монографии «Ноосферизм».
Но генезис ноосферизма в авторской логике связан с уже подготовленными в период с 1970 по 1997 годы такими теоретическими блоками, как:[34]
· квалитативизм, как синтетическая философия качества, и квалитология как наука о механизмах и закономерностях становления и развития качества любых объектов и процессов;
· «метаклассификация», как наука о механизмах и закономерностям классифицирования;
· системогенетика, как наука об общих закономерностях наследования в эволюции различных системных миров;
· концепция общественного интеллекта;
· концепция Русского Космизма, включающая в себя «сферное учение» (введение этого понятия и раскрытие этого учения выполнено в начале 90-х годов А.И.Субетто);
· концепция закона опережающего развития человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе – основы социалистического общества, реализующего ноосферный императив развития[35];
· концепция Синтетической Цивилизационной Революции;
· концепция образовательного общества[36];
· концепция гуманизации российского общества;
· положения экологического социализма и экологической экономики;
· синтетическая квалиметрия и квалиметрия жизни;
· концепция социального кругооборота качества;
· теория фундаментальных противоречий человека.
Автор в монографии «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив» (1990) подчеркивал, что «второе фундаментальное противоречие человека» – «противоречие между человеком и природой» может быть разрешено только в социалистическом обществе с ноосферным вектором развития.
Важным событием на этом этапе становления оснований Ноосферизма стала публикация «Манифеста системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов)» (1994),в котором раскрывались не только теоретические конструкты системогенетики, «инвариант системы законов преемственности и обновления в развитии, отражающий «общее» для разных областей научного знания»[37],рефлексосистемогенетика, но и механизмы прогрессивной эволюции мира как «Творческой Эволюции», взгляд на Природу как «Самотворящую Природу, как Природу – Пантакреатор»[38]. В «Манифесте» показывалось, что «Самотворение Природы с объяснительным механизмом этого ее свойства на базе системы системогенетических законов определяет Новый Креационизм как Креационизм Космического масштаба без Сверхразума, стоящего над Природой и творящего ее»[39].
Термин «ноосферизм» автором впервые был введен в написанной осенью 1996 года статье «Ноосфера и социализм (Вернадский как социалистический мыслитель)», опубликованной в «Ульяновской правде» 15 мая 1997 года.
В 1999 году вышла книга в форме монографического исследования автора «Россия и человечество на «перевале» Истории в преддверии третьего тысячелетия», в котором была выделена «Часть IV» под названием «Ноосферизм и философия экономики. Экономика качества и эко-экономика».
Тогда же автор поставил проблему теоретического осмысления «общей тенденции ноосферизации экономики»[40], «становления ноосферной экономики в XXI веке как условия выживания человечества, в том числе экономики человека, экономики общественного интеллекта, экономики образовательного общества»[41].
Ноосферизм как целостная теоретическая, концептуальная система (в первом приближении) была развернута А.И.Субетто в монографии «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм» (2001)[42].
Автор впервые заявил о Ноосферизме как «проблемно-ориентированном научном комплексе – теоретической системе, развивающей учение о ноосфере В.И.Вернадского», в котором, наряду с основными положениями, закономерностями становления ноосферы, раскрываются и те «опасности», «барьеры», «которые связаны с антиноосферными системами ценностей человечества и рыночно-капиталистическими формами организации хозяйства»[43].
В этой монографии А.И.Субетто развил определение Ноосферизма.
Ноосферизм – это есть:
1) «соединение учения о социализме и коммунизме и учения о ноосфере, он есть развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского, связанное с более глубоким исследованием оснований становления будущей ноосферы со стороны человека, т.е. антропогенных, социальных, экономических, политических оснований, дополняющих естествоведческую позицию В.И.Вернадского и его последователей»[44];
2) «теоретическая система философско-научных, социологических, научно-экономических взглядов, раскрывающая законы и закономерности, принципы и императивы становления социоприродной гармонии в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Принцип управляемости входит в систему принципов Неклассичности: принципов дополнения, антропных принципов. Он противостоит сложившейся парадигме стихийной Истории, которой в конце ХХ века подписала «приговор» Природа, Биосфера в форме наступивших Пределов в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы»[45];
3) «отказ человечества от рыночно-капиталистической формы своего бытия»[46];
4) «не только теоретическая система, комплекс наук и теорий, но и особый тип бытия человечества, новая парадигма Истории – Неклассической, Управляемой Истории, но в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества»[47];
5) «эпоха Кооперации» или по Ефремову – «Эпоха встретившихся рук»[48].
Ноосферизм, в определении А.И.Субетто, является «компонентом развития вернадскианской революции»[49].
Дальнейшим шагом в развитии научной школы Ноосферизма стала научная конференция «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке» (с изданием коллективной монографии с одноименным названием)[50], проведенная в 2003 году, в честь 140-летия со дня рождения В.И.Вернадского. Ее участниками стали ученые России и Украины, занимающиеся в той или иной мере ноосферной тематикой: Н.Н.Александров, Е.П.Борисенков, С.К.Булдаков, Ю.П.Григорьев, С.И.Григорьев, В.В.Дмитриев, В.В.Зубаков, В.А.Золотухин, Н.Л.Жданова, В.П.Казначеев, Л.Л.Каменик, И.Ф.Кефели, А.Е.Кулинкович, В.Н.Купин, И.А.Колесникова, Т.В.Карсаевская, Л.С.Марсадолов, В.Г.Немировской, А.А.Овсейцев, В.Т.Пуляев, В.Н.Сагатовский, А.И.Субетто, В.Ю.Татур, Л.Г.Татарникова, В.А.Фролов, В.В.Чекмарев, А.И.Чистобаев, Ю.В.Яковец и другие.
В.Т.Пуляев сформулировал проблему формирования «ноосферного антропоцентризма», обратив внимание на то, что «человек ноосферный» «может быть адекватно понят и корректно описан только в рамках его целостности, представляющей собой интегративное единство (синтез) природы, социума, психики человека, культуры»[51]. Отсюда, по В.Т.Пуляеву, возникает проблема синтеза учения о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского с теорией А.А.Ухтомского «о Доминанте мозга», раскрывающей «способность к активности отдельных индивидов чисто на природном (биолого-психологическом) уровне» и с теорией этногенеза Л.Н.Гумилева, с его «парадигмой пассионарности этноса», поскольку в центре этих теорий «стоит человек во всей его целостности»[52], человек, как биосоциальное существо. В.Т.Пуляев показал, что движение от «человека экономического» к «человеку ноосферному и экологическому» и есть движение к «человеку человечному»[53].
С концепцией В.Т.Пуляева перекликается концепция антропокосмизма В.Н.Сагатовского. Он отметил, что «антропокосмизм - системообразующий принцип ноосферного мировоззрения», в основу которого закладывается «идея развивающейся гармонии»[54].
В.В.Зубаков и А.Е.Кулинкович одновременно, причем в разных понятийных системах и логиках, приходят к доказательству направленности глобальной эволюции к появлению ноосферного этапа в развитии Биосферы на Земле. По В.В.Зубакову, в соответствии с методологией темпоральной периодизации истории Земли «биосферотемп» сменяется «ноосферотемпом»[55].
А.Е.Кулинокович, используя концепцию системогенетического закона дуальности управления и организации систем (ЗДУО) и паст-футуристического диморфизма, по А.И.Субетто, выстроил октавную («Орфееву») систему ритмологии прогрессивных эволюций, доказывая «существование в Мироздании когерентного (взаимосогласованного) ритмико-событийного поля»[56]. На этой базе им выстроено «уравнение Рока» истории Вселенной, Галактики, Земли и ее ноосферы, которое показывает с математической точностью наступление ноосферного «таймфинча»[57].
В.Ю.Татур, обобщая основания современного ноосферогенеза во всех основных блоках комплекса наук, сформулировал ряд важнейших положений:
· «клеткой биосферы стал биогеоценоз». «Теперь уже в науке человек слился с природой, но с природой, имеющей четкую организацию, как многоклеточный организм»[58];
· «научные представления о биосфере, как о сложной самоорганизованной многоклеточной системе» требуют перехода от «принципа управления территориями» к «управлению живыми клетками биосферы – биогеоценозами, частью которых является человек»[59];
· требуется «переход к новому природно-государственному устройству», на базе которого человек научается управлять социоприродной эволюцией, когда «самоорганизация станет осознанным процессом, руководимым человеком по законам природы»;[60]
· государство будет состоять из «биосферных губерний», совокупность которых составит «единое целое живого организма»[61];
· научной доктриной ноосферного управления является Тринитаризм, как «Учение о Троичности Целого» и одновременно «учение о Животворении, о Целостности и Динамичном Основании Жизни»[62].
- 4 -
Последнее десятилетие (2001 – 2011гг.) ознаменовалось переходом научной школы Ноосферизма в стадию своего зрелого развития.
А.И.Субетто подчеркнул, что «главный вопрос», который решает ноосферизм, как новая форма бытия человека, – это «вопрос обеспечения управления динамикой социоприродной гармонии со стороны человечества, т.е. управления гармонией системы «Человечество – Биосфера – Земля»[63]. А один из возможных ответов на вопрос «Какой главный вопрос решает философия ноосферизма?» может быть такой: «вопрос соотношения бытия человека и бытия ноосферы, вопрос смысла бытия человека в ноосферном измерении»[64].
Выполнением его программы стала серия монографий автора и его научных соратников, в том числе:
· по концепции становления ноосферного разума: монографии А.И.Субетто «Разум и Анти-Разум» (2003), «Критика «экономического разума» (2008), «Свобода. Книга первая. Критика «либерального разума» (2008);
· по философии свободы в системе ноосферизма – А.И.Субетто «Свобода. Книга первая. Критика «либерального разума» (2008);
· по теории ноосферного управления – коллективная монография А.М.Немчина, А.И.Субетто, Е.Ю.Суслова, Ю.Е.Суслова «Теоретические основы и методология социально-экономического управления России XXI века: ноосферный аспект» (2007);
· по ноосферно-социологическим основаниям трансформации общества в XXI веке – коллективная научная монография «Социогенетические основания трансформации общества» (2004, под научной редакцией А.И.Субетто), соавторами которой стали такие известные ученые как В.Г.Немировский, Н.А.Кармаев, В.Я.Ельмеев, М.В.Попов, О.Д.Волчек, В.Б.Сапунов, В.Н.Еремин, К.И.Шилин, А.Л.Васильев, И.Г.Асадулина, Д.М.Мехонцева, П.Е.Валивач и другие;
· по теории ноосферного социализма: монографии А.И.Субетто – «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива» (2004), «Ноосферный социализм как форма бытия ноосферного человека (основания теории ноосферного социализма)» (2006), «Манифест ноосферного социализма» (2011), «Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму» (2010), «Апостол социализма» (2009).
С 2007 года на базе Государственной полярной академии по инициативе А.И.Субетто стал функционировать Международный Ноосферный Северный Форум «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке». За период с 2007 года по 2012 год было проведено 3 форума (2007, 2009, 2011) и издано 3 тома коллективных монографий (каждый том по 2 книги), в которые вошли представленные материалы по научным докладам участников Форумов.
Форумы стали формой консолидации Ноосферной научной школы России. Участниками Форумов и авторами коллективных монографий с одноименным названием стали такие видные ученые, как В.П.Казначеев, А.М.Немчин, В.Ю.Татур, Е.Г.Слуцкий, Н.Н.Лукъянчиков, П.Г.Никитенко, Л.Д.Гагут, Ю.Е.Суслов, Г.М.Иманов, К.М.Басангова, В.Н.Василенко, А.А.Горбунов, Л.С.Гордина, О.А.Грунин, А.А.Музалевский, И.Г.Асадулина, В.Б.Самсонов, Ф.С.Чаусов, Е.М.Лысенко, И.И.Колисник, О.А.Рагимова, Т.К.Донская, Л.Г.Татарникова, О.Л.Краева, А.Е.Чугунов, В.В.Чекмарев, Л.Г.Никифоров, С.В.Рянжин, Д.А.Субетто, Н.В.Петрова, Т.А.Тарасов, Е.И.Боровков, Н.В.Ловелиус, Ю.Л.Матвеев, И.А.Рогачев, А.Н.Ласточкин, О.Е.Баксанский, В.Б.Сапунов, А.Ф.Бугаев, И.И.Рудяк, А.А.Понукалин, В.Н.Бобков, С.И.Григорьев, В.И.Патрушев, В.В.Михайлов, В.В.Бушуев, В.С.Голубев, А.М.Тарко, О.И.Феклистов, Л.А.Колпащиков, А.И.Дзюра, Т.А.Молодиченко, Г.Н.Паранина, В.Н.Бычков, А.А.Алтуфьева, В.М.Чистяков, Л.А.Пестрякова, А.П.Гудыма и многие другие, более 100 участников и авторов.
Важными документами Форума стали: «Ноосферная Хартия Севера»[65] и Обращение ученых ноосферного крыла к мировому сообществу: «Разрушение мировой цивилизации в XXI веке еще можно предотвратить»[66]. Авторами Обращения стали С.В.Авдеев, О.С.Анисимов, О.В.Баландина, В.К.Батурин, Г.Т.Галиев, А.А.Горбунов, С.И.Григорьев, А.М.Егорычев, Г.М.Иманов, В.Н.Иванов, В.Ф.Куликов, В.Н.Миргородский, Б.В.Пальчевский (Белоруссия), В.И.Патрушев, А.И.Субетто, Ю.Е.Суслов, Ю.П.Сурмин (Украина), А.Н.Чупров, В.И.Цой (Казахстан).
В Ноосферной Хартии Севера, принятой единогласно на Первом Международном Ноосферном Северном Форуме 23 ноября 2007 года, прозвучало предупреждение всему мыслящему человечеству: «…хозяйственное освоение северных территорий, шельфа Северного Ледовитого океана, несет в себе огромный риск биосферной катастрофы Севера, которая вызовет цепную реакцию необратимых последствий, негативных для жизни человечества». Форум потребовал «введения мониторинга по всем параметрам гомеостатических механизмов Севера с широким оповещением его данных широкой общественности». В статье 7.4 Хартии указывалось, что «Человечество спасет Любовь к Природе, к Биосфере, к Планете Земля – своей эволюционной колыбели. Земля, Природа многие тысячелетия пестовала человеческий разум. И, наконец, наступили его «роды». И как любые «роды», они смертельно опасны. Эволюция поставила человеческому разуму «экологический тест», пройдя который он или погибнет, или возродится в новом качестве – духовно-экологическом, ноосферном. Экологическая проблема Севера – часть этого «экологического теста».
В 2004 году, благодаря инициативе ректора Гейдара Мамедовича Иманова, Смольный университет, ныне Смольный институт, Российской академии образования (СИ РАО) взял курс на становление на своей базе университета новой формации – ноосферного университета. Эта долгосрочная стратегия стала предметом внимания формирующегося ноосферного образовательного движения в России.
С 2009 года на базе Смольного института РАО стали проводиться ежегодные всероссийские научные конференции с участием представителей других стран на тему: «Ноосферное образование в евразийском пространстве». Проведено 4 конференции в 2009, 2010, 2011, 2012 годах с изданием коллективных научных монографий с одноименным названием. По материалам этих конференций издано три тома коллективных монографий «Ноосферное образование в евразийском пространстве», причем II-й и III-й тома в виде 2-х книг (таким образом 5 книг 3-х томного собрания). Участниками конференций и коллективных монографий стали такие ученые как В.П.Казначеев, Л.Д.Гагут, А.В.Савка, А.Ф.Бугаев, Н.В.Петров, Г.Н.Дульнев, И.И.Колисник, О.П.Краснова, И.П.Арефьев, З.И.Колычева, Г.М.Иманов, А.И.Субетто, А.А.Горбунов, Н.К.Морозов, Д.А.Субетто, Л.В.Столбовая, Е.М.Лысенко, В.Н.Турченко, К.И.Шилин, А.Куманова, С.Денчев, В.П.Пилявский, В.Н.Василенко, С.И.Григорьев, В.И.Патрушев, А.А.Полухин, С.П.Позднева, Л.А.Гореликов, Л.Н.Засорина, Л.Г.Татарникова, В.А.Золотухин, В.И.Франчук, Ю.Е.Суслов, Л.А.Михайлов, В.П.Панасюк, И.И.Рудяк, Л.Л.Горбунова, М.М.Третьяков, В.Г.Егоркин, О.Л.Краева, О.А.Рагимова, Г.И.Атаманова, И.И.Зарецкая, И.В.Каткова, В.П.Тимофеев, Т.А.Молодиченко и другие, более 100 участников.
Важным событием стало, в соответствии с решением Первого международного Ноосферного Северного Форума (2007), создание в 2009 году Ноосферной общественной академии наук (НОАН), которая к настоящему времени имеет в своих рядах около 120-ти членов. Президентом НОАН был избран А.И.Субетто, первым вице-президентом стал Г.М.Иманов, вице-президентом – А.А.Горбунов. В академии появились региональные отделения – Московское (председатель – В.Н.Бобков), Костромское (председатель – Н.П.Фетискин), Саратовское (председатель – И.И.Колисник), Ленинградское (председатель – В.Г.Егоркин), Петербургское (председатель – В.Н.Бычков).
Ноосферная общественная академия наук дала дополнительный импульс развитию исследовательской деятельности по разным направлениям ноосферного научно-образовательного комплекса и созданию ноосферной научной библиотеки.
С 2006 год начало издаваться 13-томное Собрание Сочинений А.И.Субетто «Ноосферизм».
По состоянию на начало 2012 года были опубликованы 9-ть томов:
· в 2006 году:
· Том I. «Введение в ноосферизм. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система?» (644с.);
· Том II. «Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. Глобальный империализм. Ноосферно-социалистическая альтернатива. Разум и Анти-Разум» (694 с.).
· Том III. «Россия в XXI веке в контексте действия ноосферного и социалистического императивов» (482с.).
· в 2007 году:
· Том IV. Книга 1. «Ноосферное или Неклассическое человековедение»: поиск оснований» (554 с.);
· Том IV. Книга 2. «Ноосферное или Неклассическое человековедение: поиск оснований» (446 с.);
· Том V. Книга 1. «Ноосферное или Неклассическое обществоведение: поиск оснований» (508 с.);
· Том V. Книга 2. «Ноосферное или Неклассическое обществоведение: поиск оснований» (628 с.);
· Том VII. «Системология образования и образованиеведение» (520 с.);
· в 2008 году:
· Том VI. Книга 1. «Образование – высший императив ноосферного или устойчивого развития России в XXI веке» (500 с.);
· Том VI. Книга 2. «Образование – высший императив ноосферного или устойчивого развития России в XXI веке» (436 с.);
· в 2009 году:
· Том VIII. Книга 1. «Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни и качество образования» (392 с.);
· Том VIII. Книга 2. «Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни и качество образования» (334 с.);
· в 2011 году:
· Том IX. Книга 1. «Синтетическая квалиметрия» (620 с.);
· Том IX. Книга 2. «Синтетическая квалиметрия» (522 с.);
Следует отметить, что ноосферное научное движение определялось не только коллективом, консолидировавшимся вокруг Ноосферной общественной академии наук. Оно охватывает разные научные школы, формирование которых происходило в Москве, Ульяновске, Пензе, Иваново, Казани, Твери, Нижнем Новгороде, Новосибирске, в Якутии, в Алтайской области.
Интересным явлением в развитии Ноосферной научной школы в России в начале XXI века стало творчество Л.С.Гординой и ее соратников, связанное с проектом Ноосферной этико-экологической Конституции человечества (получившей сокращенное наименование Ноо-Конституции) и с созданием Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира (НДЭАМ) (президент – Л.С.Гордина), призванной обеспечить широкое обсуждение этого проекта в мире.
Ноо-Конституция получила широкое обсуждение в мире.
Сам факт появления проекта такой Ноо-Конституции – несомненно, есть явление положительное, возбудившее широкую дискуссию в мире насчет ноосферной альтернативы будущего человечества в XXI веке. По крайней мере, она впервые в истории философии права поставила проблему создания всемирного ноосферного этико-экологического права, призванного обеспечить «создание общечеловеческого гражданского общества, сохраняющего свою планету, как священную обитель жизни Человека и Человечества»[67].
Крупным явлением в истории Ноосферной научной школы, в 3-ем цикле ее развития, стала разработка А.П.Федотовым ноосферной глобалистики. По его определению, предложенная им теоретическая система глобалистики «гармонично синтезирует основы социально-экономического и философского учения Маркса и основы учения Вернадского о биосфере и ноосфере и развивает этот гармоничный синтез для наступившей эпохи антропогенно перегруженной Земли».[68] А.П.Федотов сформулировал шесть аксиом своей концепции глобалистики, которую можно назвать ноосферной глобалистикой: (1) о высшей цели человечества, (2) об антропогенном пределе Земли, (3) о гибели космических цивилизаций, (4) об остановке в запредельном мире экономического роста, (5) о встраивании в заведомо обреченный мир отдельной страны, имеющей иную социально-экономическую систему, (6) о переходе к более совершенной эколого-социально-экономической системе.
С.И.Григорьев и его научная школа поставила проблему социокультурного витализма и социологии жизненных сил, решение которой входит в теоретическую, концептуальную систему становящейся неклассической и одновременно ноосферной социологии и соответственно в теоретическую систему Ноосферизма[69]. С.И.Григорьев и А.И.Субетто, объясняя, чем обусловлен неклассический императив трансформации всей совокупности научного социологического знания, подчеркивали, что «центральным звеном в системе тотальной неклассичности выступает новый человекоцентризм бытия, в котором человек начинает нести ответственность за динамику социоприродной гармонии, берет на себя ответственность за управление этой динамикой. «Управление» как императив, а более точно сказать, «управляемость» эволюцией бытия в форме управляемой социоприродной эволюции, становится доминирующей характеристикой неклассичности, противостоящей нынешней стихийной форме бытия, а также философии, его защищающей, как «бытия неуправляемого», стихийности истории, в которых человек, провозгласив себя «господином мира», вторым после бога, по христианской доктрине, не ведает, что творит, продолжает жить в «стихийной истории». Даже Страшный суд, Апокалипсис в христианской картине мира предстает в своей мифолого-метафорической сущности как уход человека от ответственности за свою историю»[70].
Наряду с постановкой проблемы становления ноосферной социологии в это же время происходит разработка основ будущей ноосферной парадигмы политэкономии или теоретической экономии, благодаря исследованиям Р.И.Косолапова, П.Г.Никитенко, А.А.Горбунова, Н.Н.Лукъянчикова, Л.Д.Гагут, О.А.Грунина, А.И.Субетто и других.
П.Г.Никитенко в работе «Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития» (2006) поставил проблему становления ноосферной экономики и соответствующей социальной политики в Республике Беларусь [71]. В основу ее решения он заложил, по его словам, «три основные фундаментальные социально-экономические теории цивилизационного развития человечества»:
· «ноосферную теорию с ее критерием приоритетного развития разума человека и человечества и инновационной деятельности по развитию постиндустриальных (ноосферных) производительных сил и совершенствованию производственных отношений, обеспечивающих сохранение природы для будущих поколений»;
· «неомарксистскую теорию, рассматривающую развитие науки, особенно гуманитарной, как главной производительной силы, которая используя, различные формы собственности, обеспечит устойчивый рост ВВП»;
· «неокейнсианскую теорию с ее представлением о сильной и эффективной роли государства в общественном воспроизводства системы Природа- Человек – Общество с максимальной занятостью трудоспособного населения»[72].
Н.Н.Лукъянчиков и Л.Д.Гагут предложили концепцию экономико-организационного механизма ноосферного развития, в основе которого лежит принцип «неистощительного природопользования, экологической безопасности и развития экономики на базе высоких, ресурсосберегающих и экологических безопасных технологий»[73]. Реализация этого принципа подкрепляется системой экологических программ, системой оценки «ассимилционного потенциала окружающей среды», разработкой системы экологических ограничений на хозяйственную деятельность, а также системы экологических налогов и платежей[74].
Ю.В.Сафрошкин, представитель Центра ноосферных знаний в Ульяновске, предложил концепцию системного аттрактора ноосферного будущего и его отражения в национальной идее России[75], определяя «Концепцию Ноосферизма» по А.И.Субетто как «самый молодой аттрактор будущего» из рассматриваемых в книге, «устойчиво входящий в мировую культуру лишь с ХХ века»[76].
Постановка проблемы создания ноосферной теории социально-экономического управления в России XXI века была выполнена А.М.Немчиным, А.И.Субетто, Е.Ю.Сусловым, Ю.Е.Сусловым в монографии «Теоретические основы и методология социально – экономического управления России XXI века: ноосферный аспект» (2006). В ней были представлены[77]:
· проблемный анализ развития человечества и концепция неклассической теории социально-экономического управления России XXI века;
· теоретические основы неклассической теории социально-экономического управления;
· методология неклассической теории социально-экономического управления России XXI века.
В основу концепции «мета-основания перехода к управляемой социоприродной эволюции» была положена ноогенетика, по А.И.Субетто, как «системоэволюционная внутренняя логика нософерогенеза» с опорой на «принцип классифицированности мира – Космоса, Биосферы и социально-экономической реальности», системогенетику, системную, классификационную и циклическую онтологии мира[78]. В этой концепции «автотрофный императив развития человечества» получает широкую трактовку в форме становления и развития ноосферных (социобиосферных) гомеостатических механизмов, в которых социально-экономическо-политический квазигомеостазис становится частью биосферного гомеостазиса и не нарушает последнего[79].
В.Н.Василенко разработал концепцию ноосферного институционализма и ноосферной реальности, выстраивая особую систему понятий[80].
Для концепции В.Н.Василенко центральной категорией стала «ноосферная реальность». В материалах научных форумов, посвященных ноосферизму, он постоянно ставил вопрос о «ноосферном реализме» в политике, экономике, правоотношениях граждан государств Земли, подчеркивал существование «парадокса ноосферного реализма знаний человечества о законах жизни в природе». Идеи В.Н.Василенко получили развитие в концепции ноосферной футурологии, разработанной совместно с Г.М.Имановым, а также в ноосферной концепции стратегии устойчивого развития цивилизации.
Нельзя не отметить разработку концепции «ойкогеософии» В.А.Зубаковым, которая по многим положениям совпадает с теоретическими положениями Ноосферизма. Ставя вопрос об определении экоситуации, в которой находится человечество, он выделил две концепции ответов – «слабую» и «сильную».
«Слабая» концепция ответа – «узко-рыночная» концепция, надеющаяся, что глобальную кризисную «экоситуацию» можно вылечить с помощью механизма рынка (Тепфер: «… все обстоит не так уж и мрачно») и глобальной «экономики знаний» (Л.Туроу).
Вторая концепция ответа – «научная», «сильная», она исходит из оценки, что мир находится в глобальном экологическом кризисе (ГЭК), либо уже в тотальной экологической катастрофе (ТЭК), либо на полпути от ГЭК к ТЭК, и что времени для научного поиска на ответ у человечества, его коллективного разума, осталось не более 50 лет. По этой концепции, В.А.Зубаков приходит к тому же выводу, что и А.П.Федотов, и автор, и Гудленд, Дейли и Эль-Серафи, что рыночная стратегия исчерпала себя, что необходим переход к сознательно-регулируемому гомеостазису общества с природой через эковсеобуч и человеческую революцию (А.Печчеи). «Выжить можно, – пишет В.А.Зубаков, –только овладев ойкогеософским мировоззрением и создав гомеостазис объединенного человечества с поддерживаемой им биосферой. Рыночный же «самотек» делает неизбежным смену человека киборгами…»[81].
Ряд персоналий вовлеченных в поток ноосферного научного движения в России может быть продолжен. В.Т.Пуляевым создан целый цикл работ по российскому обществоведению и человековедению в период с 2001 по 2012 годы, в которых линия рефлексии над логикой ноосферогенеза в России и в мире постоянно присутствует. В.Ф.Сержантов в своей концепции философской антропологии подчеркнул, уже в нашей оценке, наличие интенции ее перерастания в ноосферную антропологию. Он писал: «Идея В.И.Вернадского о переходе биосферы в состояние ноосферы, т.е. в фазу сознательно управляемого в своем развитии единства человека и природы, становится проблемой жизни всего человечества»[82]. И.И.Колисник, В.Б.Самсонов разработали оригинальную концепцию «простирания жизни» на основе биогеофилософского концепта определения жизни и культуры как пространство-временного феномена жизни, которое близко по своим основаниям социокультурном витализму, разрабатываемому С.И.Григорьевым и его научной школой в Алтае, и, конечно, входит неотъемлемой частью в философско-теоретические основания Ноосферизма. В.Г.Егоркин в последние годы своей жизни успели сформулировать подходы к становлению ноосферной педагогики. Е.М.Лысенко приблизилась в своих разработках к постановке становления ноосферной культуры как основания ноосферного образования, а А.А.Полухин поставил проблему роли языкознания в ноосферогенезе XXI века. Г.М.Иманов увязал политику качества университетского образования с философией Ноосферизма.
Все изложенное позволяет считать, что Ноосферная научная школа в России состоялась, в начале XXI века она стала носителем мощного научно-образовательного движения, выполняющего миссию той самой «системы Учитель» (Н.Н.Моисеев), которая призвана обеспечить свершение ноосферной человеческой революции и на ее основе становление эпохи ноосферного социализма.
Опубликованный автором «Манифест ноосферного социализма»[83] показывает, что другой альтернативы экологического выживания кроме ноосферно-социалистической альтернативы у человечества в XXI веке нет.
- 5 -
Подведем итоги.
1. Эпоха Русского Возрождения, ее вернадскианский цикл, породили такой всемирно-историко-культурный феномен как «Ноосферная научная школа в России» (1915 – по настоящее время).
2. Ноосферная научная школа прошла 3-и цикла развития: 1915 – 1945гг.; 1955 – 1998г.; 1998 – по настоящее время.
Ноосферизм стал и базой, и определенным «фокусом» третьего цикла развития Ноосферной научной школы.
Ведущую роль в пост-вернадскианское время в становлении и развитии Ноосферной научной школы в России сыграли А.Л.Яншин, Н.В.Тимофеев-Ресовский, И.А.Ефремов, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, В.Н.Сагатовский, А.И.Субетто, В.Т.Пуляев, Г.М.Иманов, А.А.Горбунов, В.Н.Василенко, В.Н.Бобков, С.И.Григорьев, В.И.Патрушев, В.Д.Комаров, И.Т.Фролов, И.К.Лисеев, О.Л.Кузнецов, Л.С.Гордина и другие.
3. Ноосферная научная школа в России включает в себя множество авторских научных школ и научных направлений, которые отражают собой принятые разные смысловые акценты при определении ноосферы, при оценке логики ноосферогенеза и его будущего в XXI веке.
Просматриваются следующие антиномии и соответственно теоретико-мировоззренческие полярные позиции:
Первая антиномия: ноосфера как новое состояние биосферы (новое ее качество), когда общественный интеллект становится частью социобиосферного гомеостаза, ßà ноосфера как сфера разума, отделенная от биосферы и противостоящая ей;
Вторая антиномия: ноосферогенез возник вместе с появлением человеческого разума на Земле (ноосферный этап – закономерный этап в эволюции биосферы) ßà ноосферогенез есть дело будущего, которое состоится после прохождения этапа становления устойчивого развития (А.Д.Урсул, Х.А.Барлыбаев);
Третья антиномия: основой содержания становящейся ноосферы является коэволюция человечества и биосферы (природы) ßà основой содержания ноосферы является управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества (коэволюция не может быть основой ноосферного развития, потому что не может быть коэволюции между частью (подсистемой), каковой является человечество, и целым – биосферой (системой), коэволюция – это только момент гетероэволюции Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов);
Четвертая антиномия: становление «ноосферы будущего» возможно на основе рыночно-капиталистических форм хозяйствования, при сохранении рынка ßà становление «ноосферы будущего» требует перехода к ноосферному экологическому духовному социализму с усилением роли управления (и механизмов планирования) социально-экономическим и социоприродным развитием, при одновременном существенном ограничении рынка, в будущем – с полным отказом от него.
Указанные 4-е антиномии в развитии Ноосферной научной школы определяют то «поле научной дискуссии», которое будет основой ее теоретического развития в ближайшее будущее.
Перспективы развития Ноосферной научной школы в России и в мире огромны.
Они детерминируются действующим ноосферным императивом как императивом экологического выживания человечества.
Кроме ноосферно-социалистического Будущего для человечества других моделей Будущего не существует. Сохранение рыночно-капиталистического, природорасхитительного пути развития означает экологическую гибель человечества в XXI веке, с большой вероятностью – до середины XXI века[84].
[1] Сокращенный вариант книги Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы. СПб., 2012, 76 с.
[2] Елисеев Э.Н., Сачков Ю.В., Белов Н.В. Потоки идей и закономерности развития естествознания. – Л.: «Наука», ЛО, 1982. – 340с.; с.19
[3] Там же, с. 17
[4] В дальнейшем автор на свой вклад в Ноосферную научную школу будет указывать в третьем лице.
[5] Забелин И.М. Возвращение к потомкам. – М.: Мысль, 1988. – 331с.; Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.; с. 137 - 162
[6] Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – Тула: Приокск. кн. изд-во, 1986.
[7] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: «Наука», 1987. – 240с.
[8] Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. – М.: Наука, 1982, с.245
[9] Субетто А.И. В.И.Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук – к вернадской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма (Серия: «Истоки ноосферизма»). – Кострома; КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 106с.; с. 85
[10] Там же, с.40
[11] Тимофеев-Ресовский Н.В. Биосфера и человечества// Бюллетень ЮНЕСКО. – 1968. – №1
[12] Моисеев Н.Н. Коэволюция человека и биосферы: кибернетические аспекты// Кибернетика и ноосфера. – М.: «Наука», 1986. – 160с.; с. 68
[13] Субетто А.И. Сочинения в 13 томах. Ноосферизм. Том пятый. Ноосферное или неклассическое обществоведение: поиск оснований. В 2-х книгах. Книга 1/ Под ред. Л.А.Зеленова – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 508с.; с.152
[14] Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: «Молодая гвардия», 1990. – 351с.
[15] Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: «Молодая гвардия», 1990. – 351с., с. 255, 256
[16] Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – 544с.; с. 307 – 309, 505 – 508
[17] Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: «Наука», Сиб. отделение, 1991. – 304с.; с.61
[18] Там же, с. 47
[19] Там же, с. 19
[20] Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез) – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва подг-ки спец-ов, 1994. – 168с.; с.42
[21] Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. – М. – Кострома, 1996. – с. 183.
[22] Казначеев В.П. Проблемы человековедения/ Научн. ред. и послеслов. А.И.Субетто. – М. – Новосибирск: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1997. – 360с.; с. 26, 27
[23] Там же, с. 27
[24] Субетто А.И. Эпоха Русского Возрождения в персоналиях. Том I. Титаны Русского Возрождения. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 500с.
[25] Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М.: Наука, 1990. – 270с.; с. 105
[26] См. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М.: Наука, 1990. – 270с.
[27] Ильин И.В. Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика. Концепция эволюции глобальных процессов. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 2009. – 192с.; с.141
[28] Там же, с.41
[29] Кибернетика и ноосфера – М. Наука, 1986. – 160с.
[30] Там же, с. 49
[31] Там же
[32] Там же, с.51
[33] Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем/ Горский Ю.М., Астафьев В.И. Казначеев В.П. и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. – 350с.
[34] Субетто А.И. Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система и стратегия синтеза научных знаний в XXI веке (научный доклад президента Ноосферной общественной академии наук, Заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора Субетто Александра Ивановича на заседании Межправительственного Высшего Ученого Совета (МВУС) в процессе защиты метатеоретической системы Ноосферизма на предмет присвоения ученой степени «Гранд Доктора философии» 29 ноября 2011 года, Санкт-Петербург). – СПб.: Астерион, 2011. – 12с.
[35] Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1990. – 84с.
[36] Субетто А.И. Общественный интеллекта: социогенетические механизмы развития и выживания/ Дисс. на соиск. учен. степ. д.ф.н. в виде научного доклада. – Н.-Новгород: 1995. – 54с.
[37] Субетто А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов) – Тольятти: МАБиБД, 1994. – 50 с.; с. 5
[38] Там же, с.30
[39] Там же, с.31
[40] Там же, с. 574
[41] Там же
[42] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.
[43] Там же, с. 2
[44] Там же, с. 8
[45] Там же
[46] Там же
[47] Там же, с. 10
[48] Там же, с. 10
[49] Там же, с. 504
[50] Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография)/ Под науч. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.
[51] Там же, с. 69
[52] Там же, с. 71
[53] Там же, с. 75, 76
[54] Там же, с. 77, 79
[55] Там же, с. 124
[56] Там же, с. 134
[57] Там же, с. 139
[58] Там же, с. 240
[59] Там же
[60] Там же
[61] Там же, с. 241
[62] Там же, с. 242
[63] Там же
[64] Там же, с. 159
[65] Субетто А.И. Ноосферная Хартия Севера// Ноосферизм. Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. Итоговые документы (Первый Международный Ноосферный Северный Форум, 21 – 24 ноября 2007 года, С.-Петербург)/ Под общ. ред. Председателя Форума Субетто А.И. – СПб.: 2007. – с. 5 - 15
[66] Обращение ученых ноосферного крыла к мировому сообществу: «Разрушение мировой цивилизации еще можно предотвратить»/ Авдеев С.В., Анисимов О.С., Баландина О.В. и др., всего 19 авторов// Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. Том II. Роль Арктики и Антарктики в стратегии ноосферного развития человечества и выхода из глобального экологического кризиса (коллективная научная монография в 2-х книгах). Книга первая. Под науч. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2009. – 680с.; с. 17-31
[67] Гордина Л.С. Ноосферная этико-экологическая конституция человечества, как правовая основа преодоления потребительского отношения к природному богатству Севера и Сибири Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке/ Под научн. ред. А.И.Субетто и А.Т.Шаукенбаевой. Книга 2. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007, с. 15
[68] Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 224с.; с. 19
[69] Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы Неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже ХХ – XXI веков. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: РУСАКИ, 2000. – 208с.
[70] Там же, с. 26
[71] Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития. – Минск: УП «Издательский дом «Белорусская наука», 2006. – 479с.
[72] Никитенко П.Г. Ноосферная экономика как институциональный базис ноосферного развития человечества: белорусская модель развития// Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке/ Под научн. ред. А.И.Субетто и А.Т.Шаукенбаевой. Книга 1. – СПб., 2007, с. 266
[73] Лукъянчиков Н.Н., Гагут Л.Д. Экономико-организационный механизм ноосферного развития// Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке/ Под науч. ред. А.И.Субетто и А.Т.Шаукенбаевой. Книга 1. – СПб., 2007, с. 267
[74] Там же, с. 272 - 275
[75] Сафрошкин Ю.В. Системный аттрактор ноосферного будущего и его отражение в национальной идее России – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 127 с.
[76] Там же, с. 18
[77] Немчин А.М., Субетто А.И., Суслов Е.Ю., Суслов Ю.Е. Теоретические основы и методология социально-экономического управления России XXI века: ноосферный аспект. Монография/ Под общей ред. А.И.Субетто. – СПб.: СПбГИПТ, 2006. – 320с.
[78] Там же, с. 92
[79] Там же, с. 95
[80] Василенко В.Н. На пути к ноосфере. – Алматы: КИСИ, 1997. – 389с.
[81] Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и стратегия выживания. – СПб., 2002, с. 9-11.
[82] Сержантов В.Ф. Природа человека и его судьба. Философская антропология. – СПб., 1994, с. 44
[83] Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма. – СПб.: Астерион, 2011. – 108с.
Возврат на главную страницу / на страницу номера